"КАК НАУЧИТЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА ЧИТАТЬ
ИЛИ
ТИХАЯ НЕЖНАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ".
Перевод О.Ворониной.
предисловие
В оригинале эта книга носит название "Научите читать вашего
младенца!" - но мы решили не пугать молоденьких мам, ее потенциальных
читательниц.
.Конечно, имеет право на существование и такой подход, при котором
родительская самодеятельность считается излишней, ибо, как удачно
сформулировала одна мама: "всему свое время, в школе научат, в нашей
стране, слава Богу, неграмотных нет!".
Но когда я впервые прочел предлагаемую вам книгу Гленна Домана мне
открылось (как пелена с глаз спала) великое и обыкновенное чудо - куда более
великое, чем всякие зайцегла-зые-зеленые инопланетяне или хождения по воде,
великое именно обыкновенностью своей, повсеместностью и каждодневностью. Я
говорю о чуде пробуждения человека и личности в недавно принесенном из роддома
полешке. С невероятной скоростью, вчерашняя живая кукла повинуясь каким-то
надземным законам, овладевает информацией об окружающем ее сложнейшем мире.
Никогда на протяжении всей последующей жизни мы не сможем уже повторить это сверхъестественное усвоение
незнакомого ранее материала. Каждый ребенок гениален - понимаем ли мы это в
полной мере?
Через несколько лет эта гениальность проходит, отчасти по причинам
биологическим, а отчасти благодаря нашей изощренной системе образования, в
условиях которой и те, кого потом признают мудрецами и гениями, нередко
выглядят непробиваемыми тупицами.
Но если в первые годы жизни наш ребенок способен на интеллектуальный
подвиг, причем без - всякой реальной помощи со стороны взрослых, а иногда прямо
вопреки их усилиям, то почему бы не приобщить его и к величайшей человеческой
радости-- чтению?
Но тут кто-то, осторожненький и консервативненький, прямо заверещал
внутри меня - как вы можете брать на себя такую ответственность, это же насилие
над слабой психикой ребенка?!
И я снова перечитал книгу Гленна Домана. И согласился с тем, что обучение
чтению это действительно страшное, деструктивное насилие над маленьким
человеком. Но не то обучение, которое предлагает нам эта книга, а то обычное,
школьное, через которое прошли мы с вами и которое мы навязываем несчастным
первоклашкам.
Судите сами. Из целостного мироздания, из волшебного и доброго мира,
полного звуков, тепла, голосов и слов мы вырываем, допустим, звук
"М", превращаем его в букву и изо всех сил вдалбливаем эту букву в
детскую головенку, мыча при этом нечленораздельно. Потом мы пририсовываем
какой-то домик и пытаемся убедить малыша,
что это "МА" - бессмысленное, кстати говоря, "ма". Потом мы
делаем еще один комплект таких же карточек, выкладываем все это в одну линию и
уверяем, что получилась "мама". Самое светлое, самое близкое, что
есть на свете - и вдруг превращается в сложенные из мычания значки. Хочется
плакать, уткнувшись в мамино плечо.
Ведь ребенок изначально не знает, что слово строится из букв. Он запоминает образ, он соединяет
его со словом буквы же, как алгебра, как ноты, как химические формулы
принадлежат исключительно взрослому миру условных абстракций.
Это не противоречит сказанному выше о врожденной гениальности каждого
ребенка - только благодаря ей и в значительной степени, ценой её "у нас в
стране нет неграмотных".
Но если мы постепенно научим ребенка сперва слову (соединенному с
образом), а потом разбивке этого слова на - звуки и буквы, то мы не совершим
никакого насилия, мы просто дадим ему новую игру - увлекательную даже на самых
первых порах.
Это игра, в которой ребенок не уходит в свой собственный, часто
недоступный для нас мир; вы играете с
ним вместе и выигрываете оба. Все игры на свете по сути своей очень серьезны,
все серьезные дела в определенной степени игра. Вот так, играючи, вы не только
безболезненно приобщите своего малыша к миру чтения, не только укрепите свою
дружбу с ним, но и очень многому научитесь у него - улыбке, коммуникабельности,
терпению, воображению, благодарности, радости.
Ведь на самом деле, дети только притворяются, играют в то, что они у нас
учатся, тогда как они посланы нам, чтобы научить каждого из нас быть человеком.
Р.Б.Рыбаков
Предисловие
В этом мире все взаимосвязано. И как бы не хотело наше образование
остаться в стороне от всеобщего интереса общественного, политического и научного к феномену
"человек" к его личности, духовным и нравственным началам, но и оно отразило в себе как в зеркале
насущное требование времени.
Так, в российском образовании
появилась учебная литература, по развитию личности ребенка. В европейском образовании возникли и
широко распространились самые различные системы, подходы и методы
усовершенствования личности ребенка.
К последним можно отнести
многолетние исследования и публикации известных специалистов по детскому
развитию института ускоренного развития детей, основателем и директором
которого является Гленн Доман; труды коллектива института философии для детей
М. Липман и - А. Газзард -* (США); в Германии - школа для малышей Монтессори;
работы Р.Коэна по раннему обучению чтению, книгу С.Лупан "Поверь в свое
дитя" ** (Франция)., К.Орфф
"Методика обучения музыке", Мартено "Основные принципы обучения
музыке и их применение на практике" (Англия) и другие.
Гленн Доман пишет: "Его
(ребенка С.) мир начинается изнутри и
постепенно разворачивается наружу на восприятие внешнего мира. Это факт,
известный педагогам с давних времен". ***
И с этим нельзя не согласиться. Мы
можем только добавить, что педагоги "давних времен" связывали внутренний
мир ребенка с сердцем, и восприятие внешнего мира с умом или интеллектом
(мозг).
И так как человек един, то они полагали,
что СЕРДЦЕ, как хранитель совести и духа и МОЗГ, как обитель интеллекта, должны работать
всегда в согласии.
То есть процесс разворачивания восприятия на мир внешний не должен идти в отрыве от сердца. Наоборот, все
запечатления и мысли ребенка от мира внешнего должны передаваться сердцу,
получая от него нечто вроде одобрения
или санкции, как бы свыше на право существования. Иначе говоря, те мысли,
чувства и впечатления, которые, по природе
_______________________________________________________________________________
* Программы института для
начальных классов школы используются уже более 25 лет в 30 странах мира.
** Издана в России.
***Гленн Доман "Как
научить вашего ребенка читать" стр.11.
_______________________________________________________________________________
своей совпадают с
совестью и духом, должны
ассимилироваться и постепенно накапливаться сознанием ребенка, другие не должны отбрасываться как сор.
Только согласие работы сердца и мозга формирует гармоничную, здоровую личность
ребенка. *
Похоже, что в отличие от педагогов "тех времен", педагогика "наших времен" предала
забвению сей факт. Ведь каждый из нас, просыпаясь утром, устремляет свое внимание на внешнее,
следуя психологическому закону "изнутри наружу", и на внешнем
зацикливается. Человечество земли давно ведет отрывочное существование от
сердца.
Книга Гленна Домана "Научи своего
ребенка читать" дает родителям в руки шанс заложить прочное основание для
развития уравновешенной, совестливой,
здоровой и гармоничной личности ребенка, пока его душу не успели испортить в
детсадике и школе.
Ведь все зависит от содержания текста
первой книжки малыша, которая ложится на его сердце, затем укрепляется во
второй, расширяется в третьей и постепенно утверждается первой личной
библиотечкой ребенка.
Благо сейчас в распоряжении наших родителей находятся разнообразные
издания сказочных шедевров мировой литература. Сказки космические, начиная от
курочки рябой; сказки мудрые; сказки добрые; сказки с очень тонким поэтическим
подтекстом, настоящая сказочная поэзия; сказки народов мира со всеми
особенностями быта, культуры, характерами особенностей каждой станы; сказки
волшебные, развивающие воображение ребенка и т.д. и т. п.
Конечно, родителям придется хорошо потрудиться, чтобы переложить текст
изданных книжек на скудный словарный запас малыша для его первой книжки, затем
расширить во второй и т.д.
Может быть вам даже придется по возможности самим же и проиллюстрировать этот самодельный текст. Но
зато совесть родителя будет чиста.
Вы дали ребенку жизнь. И вы не
только кормите и одеваете его, но вы не сняли с себя самой главной
ответственности, ответственности за то, чем будет наполняться душа вашего
ребенка.
Вы выполнили свой долг перед ребенком полностью, - без насилия над разнообразием его внутреннего мира, в
благожелательном совместном сотрудничестве с ним, относясь с любовью и
уважением к усилиям вашего малыша в овладении этим непонятным и может быть даже
страшным для него внешним миром.
__________________________________________________________________________________________________
* Это совпадает с
исследованиями патолога анатома и физиологa академика И.П. Павлова (см. "О смерти
человека", 1924г.) и архиепископа-хирурга Л. Войно-Ясенецкого (см,
"Дух, душа, тело".)
__________________________________________________________________________________________________
Вы выполнили свой святой долг родителя перед ребенком, не перекладывая
его на детский сад и школу. Вы помогли
малышу обогатить сознание, заложив в него прочное духовное и нравственное
основание, не отрывая его от сердца, что никакой детский садик и никакая школа
пока не делают.
Руководитель педагогического семинара при
РКФ
Стадникова Н.А.
Гленн Доман
Как
научить вашего ребенка читать.
Мы, матери, - скульпторы,
а наши дети - это глина.
B.C. Стонер
"Естественное
образование"
Большинство инструкции начинается
словами о том, что если не следовать им четко и
безоговорочно, они не сработают.
В противовес этому довольно безопасно сказать, что независимо от того,
насколько плохо вы ознакомите своего ребенка с чтением, он все равно обучится
этому лучше, чем если бы вы совсем не
учили его чтению. То есть, в любом случае это игра в одни ворота и, независимо оттого, хороший или плохой вы игрок, в любом случае
вы выигрываете. Даже, если вы играете исключительно плохо, результат в худшем
случае будет нулевым.
Тем не менее чем разумнее вы
играете свою роль в игре обучения своего
маленького ребенка читать, тем быстрее и лучше он научится читать.
Если же вы играете в игру правильно, то оба - вы и ваш ребенок получите
огромное удовольствие.
Вам потребуется не более получаса в день.
Прежде чем начинать обсуждение того,
как обучать детей читать, давайте
вспомним основные данные о ребенке.
1.Ребенок младше пяти лет может с легкостью впитывать
огромные дозы информации. Если
ребенку меньше 4, это будет еще легче
и более эффективно. Если менее 3, еще легче и значительно эффективней. А ранее
2-х лет самый легкий и эффективный путь.
2.Ребенок младше пяти лет может принимать
информацию с удивительной скоростью.
3.Чем больше информации ребенок приобретет до 5 лет, тем больше ее сохраняется.
4.Ребенок до
5 лет обладает огромным запасом
энергии.
5.Ребенок до
5 лет проявляет непреодолимое желание
учиться.
6.Ребенок до 5 лет
может научиться читать и он хочет научиться читать.
7. Ребенок до 5 лет изучает целый язык и он может выучить
любой язык или так много языков, сколько
будет ему представлено. Он может научиться читать на одном или на нескольких
языках с такой же готовностью, с какой он осваивает язык разговорный.
С какого возраста лучше начать.
Вопрос о том,
когда следует начать обучать ребенка читать, довольно занимателен. Вообще на каком этапе своего развития
ребенок готов чему-либо учиться?
Однажды, одна мама спросила известного специалиста по
детскому развитию, с какого
возраста ей следует начать обучать своего ребенка?
"Что ж, - сказал он - а когда родится ваш
ребенок?"
"О, ему сейчас всего 5 лет" — ответила мать.
"Мадам, бегите быстрее домой,
вы потеряли лучшие 5 лет его жизни" - сказал эксперт.
Старше двух лет обучение чтению
дается труднее и труднее год от года.
Так, если вашему ребенку 5, то все-таки легче научить его читать, чем
если бы ему было в. В 4 года гораздо легче, чем в 5, а в 3 еще легче.
Наверно, самым лучшим временем для того,
чтобы начать, является 1 год. Это займет наименьший объем времени и не
будет отнимать очень много энергии у
вас. (Если же вы хотите прибавить себе немножко проблем,
то можете начать обучение с 5 месяцев, а если вы чрезвычайно целеустремленный
человек, то даже с 3-х).
Обучение вашего ребенка складывается
из двух жизненно
важных принципов; первый - это
ваше отношение, ваш подход, второй - это объем и порядок материалов для
чтения.
1. Родительское
отношение и подход.
Учиться - это величайшее приключение в жизни.
Учение желанно, жизненна
необходимо, неизбежно и выше всего - это
наиболее стимулирующая и захватывающая жизненная игра. Ребенок верит, он будет всю жизнь верить в это, если вы не
убедите его в обратном.
Самое важное
правило, что оба - родитель и ребенок -
должны радостно подходить к обучению чтению,
как к забавной, желанной игре.
Родителю никогда не следует забывать,
что обучение - это наиболее интересная игра жизни, это не
работа. Учение - это награда, а не наказание. Учение - это удовольствие, а не
необходимость, это привилегия, а не обязанность. Родителю необходимо все время
помнить об этом и никогда не делать
ничего, что разрушило бы это
естественное отношение ребенка к учению.
Только дети, ведущие себя очень
хорошо, должны получить возможность играть в игру обучения чтению. Те дети,
которые плохо себя ведут и непослушны, не получают такой возможности. К тому
же, если ваш ребенок плохо себя вел, не
следует говорить ему, что
он хороший мальчик, и что он
может играть с вами, хотя на самом деле
именно вам хочется поиграть. Ребенка
просто так не проведешь. Он знает, что
вел себя плохо и если после этого все же разрешить ему эту игру, он решит,
что игра это своеобразное наказание.
Если ребенок себя плохо вел в
течение 3-х дней подряд, то он не должен играть с вами в течение всего этого
времени, независимо от того, насколько
родителю хочется самому поиграть в нее.
Второй важной вещью является то, чтобы определить временной промежуток,
который можно играть в игру. Дело в
том, что он должен быть очень
коротким. Поначалу игра должна продолжаться
3 раза в день, но каждое занятие должно занимать
всего лишь несколько секунд.
Чтобы понять, когда следует закончить каждое занятие, родитель должен развивать
в себе чуткость. Вы должны хотя бы за мгновение предугадывать
мысли ребенка и останавливать игру до того,
как ребенок захочет оставить ее.
Если родитель сможет во время уловить этот момент,
то ребенок будет просить родителя продолжать игру и родитель
будет взращивать, а не разрушать естественное желание ребенка учиться.
Итак родителям следует помнить две вещи;
первое - обучение это самая большая радость, чем что-либо еще, второе -
что каждое занятие должно заканчиваться до того, как ребенку захочется его
закончить.
Все материалы, используемые
в обучении вашего ребенка читать, очень просты. Они основаны на многолетней работе
и экспериментах очень большой
группы ученых и исследователей, которые изучали, каким образом человеческий мозг
растет и функционирует. Они разработаны на основании факта о том, что чтение - это функция мозга. Они признают н
оценивают возможности н ограниченность маленького детского
визуального аппарата и они продуманы для того, чтобы встретить нужным образом все вытекающие
из этого сложности. Все материалы должны быть выполнены на достаточно плотном
белом картоне для того, чтобы они не рвались при первом же использовании и
прикасании к ним ребенка. Такой белый картон можно купить в специальных
магазинах. Можно использовать большие ватманские куски, которые потом режутся
до нужного, размера.
Необходимые слова должны быть расписаны
яркими фломастерами, которые не стираются.
Различные их марки продаются в магазинах. Текст должен быть написан
аккуратно, чётко и разборчиво простыми, печатными буквами. Необходимо
соблюдать поля, хотя бы в 1 см на карточках. Используемые материалы должны
состоять из следующих компонентов:
1.
Слова;
"МАМА" ("MOMMY"), "ПАПА"
("DADDY"), имя вашего
ребенка на отдельных карточках в
дополнение к 12-ти другим словам, описанным на следующей странице под
заголовком "Первый шаг". Эти
карточки должны быть 15 см высотой и 60 см длиной. Буквы должны быть примерно
12 х 10 см с расстоянием около 1 см между ними.
Они должны быть написаны красным фломастером и печатными буквами:
2.Двадцать основных Я-слов, (описанных на последующих страницах под заголовком "Второй шаг") тоже на
белом картоне, примерно 12 см высотой и
60 см длиной и тоже красными печатными буквами примерно -10 см высотой:
3. Основные слова из окружающего ребенка
мирза, описанные под заголовком
"Третий шаг". Тоже белый картон, 3 см высотой и буквы около 5 см
высотой:
Словарь по структуре предложений. Тоже отдельные карточки, примерно 8 см
высотой, написанные черным печатным,
шрифтом, буквы 5 см высотой;
5.Словарь предложений и коротких фраз. Фразовая
карточка со словами, напечатанными черным простыми буквами около 2,5
см высотой. Эти карточки могут
быть собраны воедино и сделаны в виде книжки, нанизанной на какое-нибудь
кольцо или скрепленной скрепкой. Карточки
могут
быть довольно длинными, чтобы заключать в себе весь текст каждой страницы:
Все
будет описано в последствии.
6. Детская книжка, использующая
ограниченный набор детских слов, отпечатанных черным простым шрифтом около 6-мм высотой.
Все материалы начинаются с больших красных широких букв и постепенно изменяются до черных обычных печатных буке
нормального размера. Это делается
затем, чтобы дать еще не установившемуся
детскому аппарату возможность тоже взрослеть и усложняться в соответствии с
усложнением изучаемого материала.
В начале большие буквы используются попросту потому, что их легче
рассмотреть, а красный цвет, потому что
он привлекает внимание маленьких.
Итак, переходим к конкретным разработкам»
ПЕРВЫЙ ШАГ. (Визуальное различение).
Первый шаг в обучении вашего ребенка читать начинается с использования всего лишь 15-ти слов? Когда ваш ребенок выучит эти 15 слов, он может прогрессировать далее, чтобы наращивать свай словарь.
Начните в то время дня, когда ваш
ребенок наиболее восприимчив, отдохнувший и в хорошем настроении.
Для занятий используйте часть дома или комнаты, где очень
мало отвлекающих факторов, как в
визуальном, так и в слуховом отношении. Например, не надо включать радио и
избегайте других звуков, звуковых сигналов, которые могут отвлекать ребенка.
Используйте угол комнаты, в котором нет нагромождений мебели, пестрых ковров, картин или других объектов,
рассеивающих внимание.
Теперь просто поднимите слово "МАМА" на расстояние вытянутой руки
от ребенка и четко произнесите: "Здесь сказано "МАМА" (для обучающих
только английскому слово "МАМА"
следует заменить "MOMMY") .
Не давайте ребенку больше никаких указаний, не перетруждайтесь. Позвольте ему посмотреть
на карточку не более 1 секунды.
Затем поднимите следующую карточку со словом "ПАПА" и
скажите: "Здесь написано "ПАПА"
("DADDY")". Покажите еще три других слова в такой же манере, как и первые два. Не просите вашего ребенка
повторять слова по мере вашего продвижения вперед. После пятого слова поцелуйте
вашего ребенка, обнимите его и, вообще, покажите ему, что вы им очень довольны.
В течение первого дня
повторите это 3 раза в. такой же манере, как описано выше. Занятия
должны проводиться, как минимум, с получасовым перерывом.
Так первый день закончился и вы предприняли первый
шаг, чтобы научить вашего
ребенка читать. Сейчас это заняло
у вас не более 3 минут за весь день.
На второй день повторите эту серию точно также 3 раза. Добавьте второй набор карточек из пяти новых
слов. Теперь этот новый
набор тоже должен быть просмотрен 3 раза в течение дня. Итак,
у вас есть два набора и всего должно проводиться 6 занятий.
В конце каждого занятия скажите вашему ребенку, что он молодец, что он у вас очень
умный, что вы им гордитесь, что вы его
любите, и очень мудро с
вашей стороны будет обнять его или как-то физически показать, что вы им
очень довольны.
Дети обучаются с молниеносной быстротой, но если вы будете доказывать
ему слова с набором карточек больше, чем
3 раза в день, то ему это наскучит. Если вы будете показывать ребенку каждую
карточку больше одной секунды, вы тоже утратите его внимание.
Никогда не проверяйте ребенка, это
еще рано делать. Дети, как и взрослые,
любят учиться, но ненавидят никаких проверок. Дело в том, что проверка
и тест - это совершенно противоположно обучению, это полно стресса и неприятностей. Обучать
ребенка - это давать ему приятный
подарок, а проверять - это требовать как бы награду и деньги взамен. Чем
больше вы будете проверять своего ребенка, тем медленнее он будет учиться и тем
меньше он будет хотеть учиться. Чем меньше вы будете проверять, его, тем быстрее он учится и тем больше он хочет
учиться.
Знание - это наиболее ценный подарок,
который вы можете дать своему ребенку. Поэтому давайте
ему знание великодушно, как вы даете ему еду.
Если же вы будете проверять своего ребенка до того, как он сам захочет
добровольно продемонстрировать вам то, что он выучил, то это неправильно.
Ни в коем случае не подкупайте своего ребенка, не давайте ему в награду никаких
пирожных, конфет и тому подобного.
Во-первых, с той скоростью и с тем темпом,
с которым он будет обучаться за очень короткий период, вас просто не хватит и вы не сможете
позволить себе покупать все эти
сладости, во-вторых, это подорвет здоровье вашего ребенка. К тому же всякие сладости - это слишком
низкая награда за такое достижение и это
слишком несравнимо с той любовью, с тем
уважением, которое вы показываете своему ребенку за то, что он учится.
На третий день добавьте третий набор карточек с еще пятью новыми словами.
Теперь вы обучаете своего ребенка
трем наборам по 5 слов и каждый набор вы показываете 3 раза в день.
Итак, у вас и вашего ребенка сейчас а занятий по чтению, разбросанных в
течение дня и они занимают всего
несколько минут в целом.
Если до этого вы не проверяли своего ребенка, то может быть сейчас он
вам добровольно продемонстрирует свои способности читать. Это может произойти
спонтанно (произвольно), в любом случае,
доверьтесь ребенку и его способностям.
Повторяйте этот процесс каждый день на 4-ый, на 5-ый,
на 6-ой день.
На 7—он день вы можете дать своему
ребенку возможность показать насколько хорошо он обучается. Выберите одно из его любимых
слов, поднимите карточку перед ним и скажите очень медленно и четко; "Что это? "
Досчитайте до 10 про себя.
Если ваш ребенок назвал слово, вы должны показать буйный восторг и
большую суету. Скажите ребенку, что он у вас молодец, что он очень яркий, талантливый,
умный, что вы им гордитесь, что
любите его очень. Опять-таки
обнимите; и покажите ему физически свою любовь. Если же; вдруг ваш ребенок не
отвечает или отвечает неправильно, просто скажите ему тоже с энтузиазмом "Это слово есть -
..." и продолжайте свое занятие, как ни в чем не бывало.
Такой вариант проверки очень мягок,
он позволяет вашему ребенку либо продемонстрировать свои успехи и
поделиться с вами его великими достижениями,
либо же просто еще не настало время.
В любом случае, даже в. случае успеха не старайтесь перетрудить
ребенка. Не нужно упорствовать. Одно-два слова, не более.
Если же вам или вашему ребенку это не нравится, этого делать не следует.
В любом случае такие проверки - это,
в общем-то, для вас. Дело в том,
что ребенок заинтересован в изучении новых слов, а отступление назад и
проглядывание старых слов, которые он уже знает, это ему уже не интересно.
Первые 15 слов, которым вы научили
своего ребенка, должны быть наиболее
знакомые и наиболее приятные слова, из
его окружения. Эти слова должны включать
имена и названия членов семьи, непосредственно окружающих ребенка, родственников, каких-то животных, если они
есть в семье, может быть любимой еды ребенка или каких-то предметов в доме,
или любимых занятий ребенка. Конечно, мы не можем привести здесь подробный лист
тех слов, которые следует включить, потому что
они зависят непосредственно от каждой семьи в отдельности.
Единственный предостерегающий совет во всем этом процессе обучения,
который мы должны дать вам, состоит в том, что нельзя наскучить ребенку.
НИКОГДА НЕ НАСКУЧИВАЙТЕ РЕБЕНКУ.
ЕСЛИ БЫ БУДЕТЕ ПОКАЗЫВАТЬ ЧТО-ТО ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО, ВЕРОЯТНЕЙ ВСЕГО ЧТО ВЫ БУДЕТЕ
ЕМУ ОЧЕНЬ СКУЧНЫ, НАДОЕДЛИВЫ И ЭТО
ГОРАЗДО ХУЖЕ, ЧЕМ ИДТИ СЛИШКОМ БЫСТРО.
Помните о том, что ребенок в. это время учит какой-то сложный язык,
например, португальский, поэтому не
наскучьте ему. Всегда довольствуйтесь
тем чего вы достигли. Ваш ребенок, вообще, учит язык, а это наиболее высокий из
любых его достижений. К тому же он
сейчас работает над самым сложным процессом, от которого будет зависеть вся
его оставшаяся жизнь. Уже к данному моменту, с вашей помощью, он сделал две
экстраординарных вещи:
1. Он натренировал свой визуальный аппарат и, что еще более важно, свой
мозг для того, чтобы отличать один письменный символ от
другого.
2. Он освоил одну из наиболее непонятных абстракций, с которыми ему когда-либо придется
столкнуться в жизни, он научился читать слова.
Ему придется столкнуться
с еще только одной более непонятной абстракцией - это уже с
индивидуальными буквами алфавита.
Но это позже.
Несколько слов об
алфавите. Многие могут спросить, почему
"мы не начинаем обучение чтению с алфавита. Ответ на этот вопрос очень важен.
Дело в том, что в основе любого обучения лежит постулат о
том, что оно должно начинаться с чего-то известного и конкретного н затем
прогрессировать к чему-то новому, неизведанному, а уже после всего к чему-то
совсем абстрактному.
Но ничего не может быть более абстрактным для мозгов двухгодовалого
ребенка, чем буква "А". Только какие-то гениальные дети могут выучить
это и понять.
Совершенно очевидно, что если бы 2-х летний малыш был способен к разумным
научным аргументам, он бы не замедлил просить взрослых прояснить ему ситуацию.
Например, в том случае, когда вы
показываете ему букву "А", он
имеет право спросить вас, почему эта
штука называется "А"? Что вы "ответите ему?
"Ха,- скажите вы, - это
называется "А" потому что... ну это потому что, ну потому что, а-а-а, видишь ли, а-а-а, потому что, ну видишь
ли, было необходимо, а-а-а, необходимо, а-а-а, придумать этот
символ, чтобы, з-з-з, з-з-з, чтобы сделать этот звук, а-а-а, ну, который тоже
был введен для того, чтобы,
а-а-а"...
Так бы это продолжалось до бесконечности.
В конце концов, вы, наверное бы, просто сказали ребенку:
"Хай, послушай дорогой, это "А" просто потому, что я взрослый, я
это знаю, что "А" это "А". Это просто "А". В
конце концов это тоже один из вариантов объяснения.
Но, к счастью, вам не приходится
давать такие объяснения ребенку,
потому что пока они исторически
не могут понять почему "А" это "А", они, наверняка,
понимают, что вы действительно взрослее и умнее их и, кстати, эта причина может
их удовлетворить.
Но в любом случае, они справились
с тем, чтобы выучить эти 26 визуальных
абстракций и еще, более того, 26 звуковых абстракций, которые сопровождают их
<речь идет об английском языке). Мы не говорим уже о 52-х
возможных комбинациях звуковых и буквенных рисунков. И еще более, о 676-и возможных комбинациях
этих абстракций.
Все это они
изучают, не смотря на то, что обычно мы обучаем их читать в возрасте
5-ти или 6-ти лет, когда им
становится гораздо труднее
учиться.
Слава Богу, что мы достаточно мудры, чтобы не начать обучать, например, студентов медиков или юристов, или инженеров,
или кого бы то ни было с таких жутких абстракций, потому что, будучи уже молодыми
взрослыми, они бы никогда не выжили от этого.
Итак, ваш малыш уже управился с первым шагом, с ВИЗУАЛbHblM РАЗЛИЧЕНИЕМ и это очень
'"важный шаг.
Вообще читать буквы это всегда очень сложно, потому
что никто никогда не съел
"А", или не поперхнулся
"А", или не носил
"А", или не открывал "А".
Конечно, человек может съесть
банан, поймать мяч, носить рубашку или открыть книгу. Но в то время, как буквы, составляющие, например,
слово "МЯЧ", абстрактны сами по себе, мяч - реален, его можно поймать, бросить, играть с ним и гораздо легче выучить
слово "МЯЧ", чем выучить просто букву "М".
А потом слово "МЯЧ", оно все-таки значительно отличается от слова
"НОС" или от слова "МАМА".
Эта разница гораздо значительнее, чем отличие буквы "А" от
буквы "Б".
Эти два факта делают слова гораздо более легкими для чтения, чем буквы.
Дело в том, что буквы алфавита не
являются составными частями чтения или письма. По крайней мере не
более чем изолированные звуки являются составляющими слухового или разговорного
восприятия. Слова являются основными частями языка. Буквы только
техническая конструкция, материал, который склеивает слова. Это как дерево или
как камень для конструкции какого-то здания.
Это как кирпичики, доски или камни, из которых строится и возводится
сама конструкция.
Чуть позже, когда ребенок начнет
хорошо читать, вы обучите его
алфавиту. К этому времени может быть он
сам будет уже знать алфавит и к этому времени он поймет, зачем алфавит нужен и зачем необходимы нам
буквы.
ВТОРОЙ ШАГ. (Словарь о себе.)
Мы начинаем обучать маленького ребенка читать,
используя слова о себе, потому что
первое, что узнает ребенок о себе, это его тело. Его мир
начинается изнутри и постепенно
разворачивается наружу на восприятие внешнего мира. Это факт,
известный педагогам с давних времен.
Несколько лет назад один
талантливый педагог выразил с помощью нескольких магических букв то, что намного улучшило процесс обучения. Эти буквы были; "В", "З", "Т".
Визуальное, звуковое, тактильное. Было показано, что дети лучше обучаются
через комбинацию визуального ("В"), звукового ("3") и
чувствительного ("Т"). Заглянув в глубь времен, мы обнаружим, что
матери всегда, играя с детьми, приговаривали что-нибудь, типа: "Этот маленький поросеночек пошел на
рынок, а этот маленький поросеночек остался дома", при этом они поднимали
пальцы ног, показывая их детям (визуальный), произносили слова четко звуковой), чтобы ребенок мог их слышать, и
зажимали пальчики ребенка, чтобы он мог почувствовать их (тактильный).
В любом случае мы начинаем со слов о себе. Эти слова уже меньшего
размера, но все равно они еще довольно большие, простые и написаны
красным.
Как и предыдущие слова, эту группу надо представлять по одному слову, в
то же самое время, не открывая остальные.
Опять таки, ребенок должен быть в хорошем настроении, а предметы, его
окружающие, не должны отвлекать его внимания.
Словарь о себе состоит из следующих 20-ти слов,
каждое из которых написано на карточке высотой примерно, 12 см красным простым
шрифтом, примерно 10 см высотой. Это следующие слова:
РУССКИЙ |
АНГЛ. |
РУССКИЙ |
АНГЛ. |
РУССКИЙ |
АНГЛ. |
РУССКИЙ |
АНГЛ. |
РУКА КОЛЕНО НОГА ГОЛОВА НОС ВОЛОСЫ ГУБЫ ПАЛЬЦЫ |
XAND KNEE FOOT HEAD NOSE НАIR LIPS TOES |
ГЛАЗ СТУПНЯ УХО КИСТЬ |
EYE LEG EAR ARM |
ЗУБЫ ЖИВОТ POT ЛОКОТЬ БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ ПАЛЕЦ |
TEETH BELLY MOUTH ELBOW THUMB FINGER |
ЯЗЫК ПЛЕЧО |
TONGUE SHOULDER |
Теперь к уже имеющимся словам вы добавите еще два
набора слов по 5 и того у вас будет всего 5 наборов слов или
25 различных слов, разбитых на
наборы. Эти два новых набора слов как раз и будут из
этого словаря о себе.
Теперь мы опишем систему,
которую вам необходимо использовать при добавлении новых слов и изъятии
уже старых.
В каждом наборе слов заберите одно какое-то старое слово, которое уже изучалось, как минимум, 5 дней и замените его новым.
Например, ваши первые
3 набора ребенок видел уже на протяжении недели, поэтому можете? смело
вынимать оттуда по одному слову и
заменять их на новое. Из новых
наборов через 5 дней тоже начинайте менять по одному слову в день. Делайте это каждый день.
В итоге, "вы будете обучать ребенка 25-ти словам ежедневно, разбитым
на 5 раз по 5-слов в каждом. Каждый день ваш ребенок будет видеть 5 новых
слов, по одному в каждом наборе, а 5
старых слов будут изъяты.
Старайтесь не показывать в одном наборе слова, начинающиеся с одной и
той же буквы, например, "РОТ", "РУКА" (англ.:
"HAIR", "HEND" и
"HEAD") начинаются с одной
буквы "Р" (англ. "Н"), поэтому не нужно показывать их
подряд. Скорее всего, ребенок склонится к выводу
о том, что рот - это рука, потому
что слова оба начинаются с одного и того же знака и вообще похожи по
написанию. Особенно такую
ошибку могут допускать дети,
которые уже были обучены алфавиту и знают его целиком.
Дело в том, что знание алфавита
может вызвать определенный конфуз у
ребенка. Например, обучая ребенка слову "РУКА"
("HEND" англ.), вы можете
столкнуться с проблемой того, что
ребенок узнает своего старого друга — букву "Р" и выкрикнет ее вместо
того, чтобы прочитать слово целиком.
Опять-таки, вы должны помнить самое главное правило никогда не
наскучивать ребенку.
Дело в том, что если ему
скучно, наверняка причина в том, что вы идете
слишком медленно. Ребенок должен обучаться очень быстро для
того, чтобы ему хотелось снова и снова играть в игру.
Если
вы идете в нормальном темпе, то
примерно каждый день ребенок будет изучать по 5 новых слов.
Он может даже изучать по 10 новых слов ежедневно. А если вы занимаетесь с ним с умом и
энтузиазмом, то он может учить и больше.
Когда ваш ребенок выучил слова о себе, вы уже должны быть готовы перейти
к следующему шагу в процессе обучения чтению. Он уже оставил два наиболее
трудных шага позади себя. Если ребенок ваш до нынешнего момента занимался
успешно, то вы столкнетесь с трудностью в том, чтобы отвлекать его от
чтений. Ему захочется читать все
дольше и больше.
Однако, прежде чем мы перейдем к описанию следующего шага е. обучении
вашего ребенка читать, необходимо сказать несколько слов о маленьких
детях, например, об однолетках, которые учатся читать, но еще не говорят.
Если вы начали обучать своего ребенка чтению с одного года
или даже раньше, он может еще не
говорить или произносить только ''МАМА" или одно-два других слова, и вполне возможно, что ребенок научится читать до того, как
научится говорить. Мы видели тысячи детей, которые уже умеют читать множество
слов, но которые еще не говорят их.
Даже среди взрослых как вы знаете, изучающие могут читать гораздо больше
на новом втором иностранном языке, чем
могут понимать из этого языка на слух. Помните о том, что ваш ребенок действительно учит совершенно
НОВЫЙ язык.
Давайте представим, что вы начали обучение своего 6-ти месячного ребенка.
Что же - это очень правильно, действуйте. Делайте это в той же манере,
в какой бы вы обучали ребенка,
который уже умеет говорить. Дело в том, что это будет гораздо легче для
вашего 6-ти месячного малыша и труднее для вас.
Здесь, конечно, препятствие состоит в том, как проверить, изучает
ребенок что-то или нет. Очевидно, что
если ребенок не может сказать слово "РУКА" ("HAND" англ.),
то вы не сможете проверить его знает
он это слово или нет, как вы
можете проверить более старшего ребенка. Что ж, в этом случае вы должны
прибегнуть к более косвенному тестированию ребенка. Например,
вы можете спросить ребенка:
"А где слово
"РУКА", дай мне слово "РУКА", покажи мне слово
"РУКА".
Если родители неговорящего ребенка хотят пойти на эти чуть большие
затраты усилии, они будут вознаграждены.
Помните о том, что чтение - это не говорение. Мы, взрослые, часто
склонны думать, что эти два процесса
есть одно и тоже. Это, по крайней мере, не умно. Маленькие дети способны читать
горазда раньше, чем они способны говорить. Конечно, 6-ти месячный малыш не
может с казать даже свое имя пока, но он может узнавать карточки для чтений со
своим именем, а также с другими словами, если они часто ему показываются. А
16-ти месячный еще может разговаривать слабовато и может хотеть, а может и не хотеть произносить написанные
слова. А, например, 3-х летка, как всем известно, делает только то, что ему
нравится» Поэтому, если ему нравится и хочется вдруг вы крикнуть читаемые слова, он может делать это, а если ему вообще не хочется говорить, он
будет молчать. Поэтому, главное учить вашего ребенка читать в любом возрасте
и признавать за ним право либо демонстрировать свои
знания, и если это делать, то в манере, в которой ему хочется.
Это факт, что ваш ребенок слишком молод для того, чтобы говорить или ему просто не хочется произносить
то, что он читает, но это не отвергает того
факта, что вы обогащаете и увеличиваете его язык, обучая
его читать.
В действительности, обучение ребенка чтению ускоряет его
разговорность и расширяет его словарь. Помните о том, что язык есть язык,
независимо оттого, воспринимается он визуально или на слух.
Например, в институте по достижениям человеческого потенциала, мы
используем чтение, как одно из главных средств в обучении детей с нарушенными
функциями мозга, говорению.
ТРЕТИЙ ШАГ.
(Домашний словарь.)
К этому моменту оба - родитель и ребенок - должны
подходить к игре обучения чтению как к большому удовольствию и радости.
Помните, что вы приучаете своего ребенка ЛЮБИТЬ и ЦЕНИТЬ знания и эта любовь
будет умножаться с течением его жизни. Даже более того, вы пробуждаете в нем
врожденную жажду к знаниям, которая конечно, не может быть уничтожена, но
которая под неумелым руководством может превратиться во что-то бесполезное или
даже в. какие-то негативные отношения ребенка к знаниям. Поэтому играйте в игру
с удовольствием, радостью и энтузиазмом, чтобы не было никаких негативных
эмоций, связанных с познанием.
Третий шаг - это, в основном, обучение вашего ребенка домашним словам, но
на самом деле это просто продолжение предыдущего процесса с добавлением новых
слов, описывающих: предметы окружающего его быта.
"Домашние" слова по шрифту гораздо меньше слов о себе, но они
все еще красные, все еще написаны простым шрифтам, но они где-то в половину размера слов о себе, т.е. это где-то
слова высотой 5 см на карточках около 7-8 см. Домашние слова состоят в основном
из названий предметов, окружающих ребенка, таких как: "СТОЛ" (TAIBL, "СТУЛ" (CHAIR),
"CTEНА" (WALL).
Сейчас, наверно, самое время поговорить немного о том темпе или скорости,
с которой каждый ребенок индивидуально подходит к обучению и с которой он
изучает что-то.
Так Джон Джиарди в газете "Субботнее обозрение" за 11 мая 1963 года писал, что "каждого ребенка
следует питать знаниями по мере его собственного аппетита к ним". Мы
думаем, что это, как раз, и выражает и описывает эту ситуацию, как нельзя,
более точно.
Не бойтесь дать ребенку вести вас в этом вопросе. Конечно, вы можете быть
приятно удивлены силой и размером его голода к знаниям, его жаждой знаний и тем
темпам, с которым он будет усваивать.
Домашний словарь может
быть разбит на несколько подсловарей. Первая группа может включать в себя
предметы, вторая - приобретения, а третья какую-то глагольную группу.
Те названия, которые начинаются
с большой буквы, должны и на
карточках писаться с большой буквы. Но
не следует заострять на этом внимание
ребенка. Он не будет задавать вопрос по поводу заглавных
букв до тех пор, пока он не выучит
алфавит. Но, если он уже знает алфавит и спрашивает,
почему это слово начинается с заглавной буквы, необходимо просто ему
объяснить, что все имена начинаются с
больших букв.
К этому времени ребенок уже имеет в своем словарном запасе около
25—30-ти слов и
уже нет необходимости каждый раз
просматривать и повторять их. Это будет
очень скучно. Дети любят учиться, но они не любят никаких проверок и
повторений. Любая проверка вводит,
какое-то трение в ситуацию между родителем и ребенком. К сожалению, дети могут ассоциировать это
давление и стресс с процессом обучения.
Может быть раз в неделю давайте своему ребенку возможность продемонстрировать вам добровольного, что он знает и только в том случае, если он
действительно хочет этого.
В любом случае выказывайте ребенку как можно больше любви и уважения,
Итак, первая группа А - предметы:
А.
Предметы (это предметы семейного обихода)
СТУЛ |
CHAIR |
СТОЛ |
TABLE |
ДВЕРЬ |
DOOR |
ОКНО |
WINDOW |
СТЕНА |
WALL |
СПАЛЬНЯ |
BEDROOM |
ВАННА |
ВАТНООМ |
КУХНЯ |
KITCHEN |
ХОЛОДИЛЬНИК |
REFRIGERATOR |
ТЕЛЕВИЗОР |
TV |
|
|
|
|
Конечно же, это только примерный лист, он должен быть дополнен или полностью изменен
в соответствии с предметами, окружающими
каждого конкретного ребенка в каждой
конкретной семье.
Теперь продолжайте подкармливать
жажду знаний вашего
ребенка другими словами - предметами приобретений, т.е.
словами предметов, принадлежащих лично ребенку.
В. Предметы приобретений (предметы,
используемые лично ребенком).
ТАРЕЛКА |
PLATE |
ЛОЖКА |
SPOON |
ЧАШКА |
CUP |
ШАПКА |
HAT |
ТУФЛИ |
SHOES |
МИСКА |
BALL |
АПЕЛЬСИН |
ORANGE |
ШТАНЫ |
PANTS |
ПЛАТЬЕ |
DRESS |
ПИЖАМА |
PAJAMAS |
И опять-таки, как и в первой
группе, этот лист может быть полностью изменен б.
соответствии с личными вещами вашего ребенка. Конечно же,
опять-таки этот список будет различен
в соответствии с возрастом
вашего ребенка или же ему 18 месяцев, или это уже 5-ти летний малыш.
Обучение продолжается в абсолютно такой же манере, как и ранее, а количество предметов может
быть увеличено вплоть до 50-тн, в зависимости оттого, как выберете вы и ваш
ребенок.
Вы, наверно, уже заметили, что наш словарь состоял в основном из
существительных, поэтому следующая
группа слов, которую мы вводим, отражает
действия. Поэтому представим вам
некоторые глаголы группы С:
С. Действия.
СИДИТ СТОИТ БЕЖИТ СМЕЕТСЯ ЛЕЗЕТ |
SITTING STANDING RANNING LAUGHING CLIMBING |
ПОЛЗЕТ ИДЕТ ПРЫГАЕТ БРОСАЕТ ЧИТАЕТ |
CREEPING WALKING JAMPING THROWING READING |
Чтобы добавить немножко веселости в игру, каждое
новое слово может быть
проиллюстрировано непосредственно каким-то действием, ну, например,
вы прыгаете и говорите:
"МАМА ПРЫГАЕТ" (англ.
"MOMMY IS JYMPING"). Потом
ребенок может попрыгать и сказать
"БОРЯ ПРЫГАЕТ" (англ.
"BILLI IS JYMPING"). Затем следует показать ему карточку и произнести:
"Здесь говорится "ПРЫГАЕТ" (для англ.: "Здесь
говорится "JYMF'ING"). Таким
образом можно пройти через все глагольные
слова. Ребенку, наверняка, это
понравится, потому что это
задействует и его, и его мать или отца не только в обучение, но и в какие-то
действия.
Когда ваш ребенок выучил основные домашние слова, вы можете двигаться
дальше.
К этому моменту ваш ребенок читает более 50-ти слов и вы
и он должны быть очень довольны. Перед нашим следующим шагом необходима
сделать два замечания, которые в
сущности означают начало конца в обучении чтению.
Если родители подходили к обучению своего ребенка читать как к
удовольствию (что в сущности должно быть в идеальном
случае), а не как к какой-то
обязанности, (что не так хорошо в конечном
итоге), тогда оба - родитель и
ребенок - должны радоваться, им должно
доставлять удовольствие ежедневное занятие.
Джон Джоарди в той же самой
статье, о которой мы уже говорили,
сказал, что "... если ребенок был любим, (т.е. если родителям
доставляло искреннее удовольствие
играть с ним в игру), то это и есть
обучение с любовью . . . ", т.е. и игра и реальное обучение с ребенком.
Никогда не следует забывать об этом в процессе обучения.
И второе замечание для родителей;
помнить о том, что дети
чрезвычайно любопытны, особенно о новых
словах, независимо от того, написаны они или услышаны ими где-то. В любом случае, когда
ребенок заинтересуется каким-то новым словом, независимо от причины,
вызвавшей этот интерес, будет мудро с вашей стороны написать это слово перед
ним и добавить его к его имеющемуся словарному запасу. Он очень быстро и легко
запомнит любое слово, о котором он спросил.
Например, если ваш ребенок спросил; "Мама, а что такое
носорог?" или "Что такое микроскоп?" Мудро с вашей стороны подробно
ответить ему на вопрос,
а затем написать это слово сразу же и добавить к
действующему словарю.
Ребенок почувствует особую гордость, ему будет доставлять специальное
удовольствие учить новые слова, которые он обнаружил сам.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. (Словарь "Предложения - структуры").
Даже шимпанзе может научиться сидеть каждый раз,
когда ему будет показываться слово "СИДЕТЬ" ("SIT" англ.).
Но это не означает, что он сможет
понимать и отвечать на предложение, в
котором уже выученные слова будут в комбинации с теми, которые он никогда не
видел ранее.
Если мы будем понимать только предложения, которые мы
когда-то видели ранее, то наше чтение будет весьма и весьма ограничено.
Каждый раз, когда мы с радостью и
любопытством открываем новую книгу, мы
ведь хотим найти там что-то такое, о чем мы никогда не читали ранее. Понимать, что каждое слово представляет
какой-то объект или идею, или действие -
это важный шаг в обучении чтению. И
самый важный шаг, чтобы ребенок
понял, что слова, которые используются в
предложении, когда они стоят вместе, могут выражать более сложную идею, чем просто
отдельные слова.
До сих пор ваш ребенок сталкивался только с
отдельными словами. А так как, мы
говорили ранее, главным методом в
обучении является переход от простого к
сложному и от знакомого к незнакомому,
мы начинаем этот новый шаг опять-таки с отдельных слов. Это очень важно, потому что, хотя ваш ребенок еще не знает об этом, но те отдельные слова, которым вы обучите его сейчас, в следующем пятом шаге будут уже составлять
предложения. А эти самые
предложения в шестом шаге будут уже составлять книгу.
К этому моменту родителю следует подобрать книжку, по которой он захочет
обучить своего ребенка читать и по которой он будет читать в шестом шаге, но
сначала нужно перейти к четвертому шагу. Выбор книги чрезвычайно важен. Она
должна отвечать следующим требованиям;
а. В ее словарном разнообразии должно быть не
более 150-ти слов.
б. На каждой странице должно быть отпечатано не
более 15-20 слов.
с. Слова должны быть размером не менее 6 мм
высотой,
д. Текст и иллюстрации должны быть на расстоянии друг от друга, не
должны быть смешаны.
К сожалению немногие книжки могут
удовлетворить этим требованиям.
Итак, когда вы подобрали себе книжку,
вы должны заготовить карточки для 4, 5, и 6-го шагов.
Родитель из избранной им книги берет каждую отдельную страницу, выписывает из нее все имеющиеся на ней слова на
отдельную карточку. Слова должны быть написаны простым черным шрифтом около 2,5
см высотой. Это будут структурно-фразовые карточки, используемые в пятом шаге. В конце концов, после проделанного вы будете иметь такое же количество
карточек, сколько страниц в
книге. Все карточки должны быть
одинакого размера, даже, если они
содержат совершенно разное количество слов.
Затем родитель заготавливает карточки около 7,5 см
высотой, а длиной по самому длинному
слову из текста (это четвертый шаг). Буквы опять простые черные 5 см высотой.
Теперь вы имеете готовые материалы для перехода к следующему шагу.
Используя книгу, как гида, родитель берет все отдельные слова,
которые появляются на первой странице
книги и которые написаны буквами 5. см высотой, и обучает им ребенка е. том порядке, в. каком они появляются в тексте. Вы
используете тот же самый метод обучения, которому следовали до сих пор. Каждое слово
изучается отдельно. Не следует
комментировать тот факт,
что буквы теперь черные вместо
красных.
Также не следует
заострять внимание, объяснять смысл или
право-написание слов ребенку. До тех пор, например, пока он использует определенный
артикль THE (англ.) правильно в своей
обыкновенной речи и понимает это, не
нужно объяснять ему значение этого артикля
просто как отдельного слова. Конечно, важно чтобы в чтении он узнавал
его и распознавал как отдельное слово,
но не обязательно, чтобы он давал
им какие-то определения или объяснений. Ведь
точно таким же образом все дети говорят правильно задолго до того, как они
знают правила грамматики. К тому же, каким образом вы способны
объяснить, что такое определенный артикль THE даже 10-ти летнему ребенку, поэтому
и не пытайтесь. Просто смотрите, чтобы он мог его читать и распознавать.
Давайте предположим, что родитель
выбрал и остановился на книге "ДОСВИДАНЬЯ МАМА" (англ.: "GOODBYE MOMMY"), и на первой странице вы найдете слова "ЭТО
ТОММИ" (англ.: "HERE IS
TOMMY"). Итак,
эти три слова появятся" у вас, написанные простым черным шрифтом 5
см высотой на карточке высотой 7 см.
Так вы начинаете со слова "ЭТО" (англ. "HEREIS") и обучаете ребенка этому слову так как и ранее.
Не нужно заострять внимание на определении,
что это. Просто
обучите ребенка этому просто как новому слову. После того, как ребенок научился отличать это
слово, обучите его точно также слову "ТОММИ" (англ.
"TOMMY").
Когда ваш ребенок выучил эти слова, вы готовы к следующему шагу и вы
готовы прочитать эти слова один
за другим в отношении друг к Другу.
Так вы берете эти слова и располагаете их в порядке друг за другом на
полу или на столе.
Теперь родитель медленно и четко говорит:
"Эти два слова ВМЕСТЕ говорят "ЭТО ТОММИ" (англ.: "Эти три слова ВМЕСТЕ говорят "HERE IS TOMMY") и
показывает на каждое из них отдельно.
Для маленького ребенка это большое испытание прочитать несколько слов
друг за другом. Поэтому очень важно, чтобы эта процедура проходила очень
осторожно и в радостной обстановке. Это заслуживает любых усилий, которые от вас потребуются е. это время.
Некоторым детям это удается без усилий,
очень легко, а у других занимает
чуть побольше в реме? ни, но если вы терпеливы и не скупитесь на похвалу,
ребенок выиграет от этого.
Но очень важно, чтобы ребенок распознавал слова отдельно индивидуально
перед тем, как вы положите их вместе.
Также как важно понять,
что слова, а не буквы являются основными составляющими языка, также необходимо понять, что
предложения не являются
составляющими языка. Предложения - это
сам язык. Не возможно понимать язык письменно или на слух, не понимая значения отдельных слов, как составляющих его, но возможно
понимать язык, даже не зная отдельных букв алфавита или каких-то индивидуальных
звуков, из которых состоят слова. И ваш ребенок прекрасный пример этому,
потому что на данной стадии игры он проделал
обе эти вещи,
описанные выше.
Единственная предосторожность, которую мы еще раз хотим подчеркнуть: НЕ
ОБУЧАЙТЕ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЕСЛИ ОН ЕЩЕ НЕ НАУЧИЛСЯ ЧИТАТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ CЛOBА, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИХ.
Теперь ваш ребенок готов к изучению отдельных слов, которые появляются на второй странице
изучаемой вами книги. Ребенок, конечно же, еще не видел книгу и не следует
показывать книгу ему до тех пор, пока он все не выучит.
В той же самой манере, в которой вы обучали словам первого предложения родители
обучают ребенка словам второго предложения по отдельности.
Далее вы продолжаете в течение всей книги, обучая ребенка сначала
каждому слову отдельно, которое составляет текст
на отдельной странице, а затем
показывая ему все слова ВМЕСТЕ в нужном порядке.
Затраты времени на изучение отдельной страницы будут зависеть от каждого
ребенка индивидуально и от количества слов на каждой странице, а также от его
родителей. Но не нужно идти медленнее, чем изучение пяти новых слов в
день. А может быть вы пойдете и быстрее.
Например, книга может содержать в себе 61 различное слово.
Многие из них уже
знакомы ребенку, потому что это слова из его предыдущего словаря.
Но в целом в книге может быть около 62-х слов,
которые могут быть новыми для ребенка.
Эти 62 слова - слова из словаря "Предложения -
структуры", если вы составили такую
книгу.
Конечно, если ребенок не может читать
отдельные слова, он не
сумеет читать их вместе. И перед тем,
как переходить к следующему шагу, вы должны быть уверены, что ваш ребенок читает каждое отдельное
слово также хорошо, как и все вместе.
ПЯТЫЙ ШАГ. (Структурные фразы и предложения.)
Этот шаг очень легкий, потому что в целом вы уже его достигли. Это
довольно волнующий, радостный момент, потому что по окончанию этого шага ваш
ребенок сможет действительно прочитать книгу.
Это будет маленькая книга, сделайте ее очень личной для ребенка, но все равно это настоящая книга.
Например, "До
свиданья, мама" 51 страница, содержащие фразы или предложения. Теперь у
вас есть 51 карточка, на каждой из которых отдельно выписана страница из этой
книги. В дополнение к этому на карточках в углу проделайте дырки, через которые
можно продеть кольцо и нанизать их на него.
К этому моменту ребенок уже прочитал каждое из этих слов и фраз, и
предложений, но на карточках и шрифтам в два раза больше.
А теперь начинается настоящее веселье.
Начиная с первой карточки, родитель обучает по ней в такой же манере,
как и ранее. Скорость примерно должна быть около пяти карточек в день.
На первой карточке написано;
"ЭТО ТОММИ", на
второй: "А ВОТ И ЕГО MАMА", на третьей: "ЕГО МАМА ИДЕТ" и т.д. и т.п. через все страницы
книги. Подняв первую карточку родитель читает медленно и четко; "ЭТО
ТОММИ".
Когда каждая из этих
карточек была показана ребенку 3
раза в день в течение 5 дней, вы можете быть уверены, что он их знает. Когда
результат достигнут, каждая страница с большими церемониями нанизывается на
кольцо, ну или как-то скрепляются вместе. Это необходимо отпраздновать очень
пышно.
Таким образом, книга ребенка увеличивается со скоростью 5 страниц каждый
день и, если все идет хорошо, то на
18-ый день у ребенка будет как бы своя собственная самодельная книжка. Но если
для какого-то ребенка
такая скорость слишком медленная,
то можно ее ускорить.
С прибавлением каждой новой
страницы необходима перечитывать
предыдущие.
Ну и последней ступенью такой процедуры является вручение наградительного
сертификата или диплома с маминой
подписью, заверяю идей, что
в этот день в таком-то возрасте ее
ребенок закончил читать свою первую книжку.
И это, действительно, настоящее достижение.
Вы должны гордиться друг" другом - собой и своим ребенком.
ШЕСТОЙ ШАГ. (Читаем настоящую книгу.)
Теперь ваш ребенок
готов читать настоящую реальную подходящую книгу. В сущности, он
прочитал ее дважды. Сначала отдельные слова на карточках, а затем читая целые
предложения тоже на карточных страницах.
Единственное отличие - это то, что сейчас все слова, которые реальны в
книжке и которые он уже знает, написаны мелким черным шрифтом не более
полсантиметра высотой.
Для очень маленького ребенка
разница между 5-ти см буквами на карточках в 4 шаге или 2/5 см буквами
на карточках 5 шага, или же
полусантиметровыми буквами в 6 шаге
весьма знаменательна. Помните, что в то
время как вы обучали своего ребенка читать, вы на самом деле также помогали
взрослеть его визуальному аппарату.
И может быть вы движетесь гораздо быстрее, чем взрослеет
визуальный аппарат вашего
ребенка, но вы это должны обнаружить по
мере продвижения от 4, к 5 и к 6 шагу.
Так как слова, которые
ваш ребенок читал в течение
последних трех шагов абсолютно одинаковы и различаются только размером, то с
каждым последующим шагом вы
обнаружите, что ваш ребенок учится читать
быстрее, чем развиваются его визуальные возможности.
Например, предположим, что ребенок успешно прошел 4 и 5 шаги, но у него
возникли трудности с чтением тех же самых слов уже непосредственно в самой
книжке. Решение очень простое. Вы уже знаете, что ребенок может и способен
читать буквы размером 2,5 см легко. Значит, вам
следует подготовить еще какие-нибудь слова или же простые предложения
со шрифтом высотой 2,5 см. Используйте
простые воображаемые слова и
предложения, которые будет очень приятно
читать вашему ребенку, через два месяца после этого опять, вернитесь к книжке.
Помните, что если текст в книжке напечатан очень мелко, то у вас у самих
тоже могут возникнуть проблемы с чтением.
Если вашему ребенку 3 года и старше, то к тому времени как вы подберетесь
к прочтению настоящей книжки, т.е. шрифта размером около полсантиметра, скорее
всего никаких проблем у вас уже не возникнет. Если же вашему ребенку менее 2
лет, то ко времени, когда вы подойдете
к прочтению книжки, скорее всего
у вас возникнут проблемы и вам будет необходимо самим делать дополнительные
буквы размером от 2,5 до 5 см для ребенка. Ничего страшного, ведь это все равно чтение.
В конце концов, это тоже поможет взрослеть мозгу ребенка гораздо быстрее, чем в процессе естественного развития
без каких-либо занятий.
А теперь дайте своему ребенку прочитать настоящую книжку - слово,
фразу, предложение, затем
и страницу - и не скрывайте своего восторга, если он может это делать.
Вряд ли ваш ребенок совершит еще более серьезное достижение во всей своей
последующей жизни, чем научиться чтению.
И если вы начали довольно рано и были терпеливы и аккуратны, работали с
энтузиазмом и радостью, то, верите вы или нет, но ваш ребенок прочитал
настоящую книжку, хотя может быть он не достиг еще второго года рождения.
СЕДЬМОЙ ШАГ. (Алфавит.)
Вы теперь
уже являетесь настоящим учителем,
экспертом в своей области — вы
научили свое маленькое дитя читать - и ко времени, когда в свет выйдет
публикация этой книги, очень маленький
процент родителей сумел сделал то же самое.
Так что подумайте, кто такие
мы, чтобы объяснять вам, как научить
вашего ребенка алфавиту? Вы можете пользоваться любой системой, любыми
материалами, которые на ваш взгляд
наиболее подходящие в данный момент, и
учить его алфавиту можете как крупными буквами, так и мелким шрифтом. Сейчас
вам это будет гораздо легче.
Но возможно, что к настоящему моменту ваш ребенок уже выучил алфавит или большинство букв алфавита без какой-либо
вашей помощи или наших советов.
Следует заметить, что в
процессе обучения чтению существует 3 различных уровня понимания. По мере того,
как ребенок преодолевает каждый из них,
он будет показывать радость по поводу каждого нового и очень радостного
открытия. Радость Колумба при открытии нового мира вряд ли могла быть
больше, чем радость вашего ребенка, когда он будет овладевать каждым уровнем при
обучении чтению.
Скорее всего, первым удовольствием и восторгом будет открытие, что
СЛОВА ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ. Для ребенка это
как открытие секретного кода, которым он делится со взрослыми. Ему это
понравится как внутренне, так и внешне,
Затем он заметит, что слова, которые он читает, могут быть использованы
ВМЕСТЕ и все вместе они составляют не
только названия предметов, а
открывают совершенно новые понятия.
И это будет тоже революционным открытием.
Последнее открытие, которое сделает ваш ребенок, уж наверняка не
ускользнет от ваших глаз. Третье, самое
великое из них всех состоит в том, что
книга, которую он читает, представляет гораздо больше, чем просто
радость от перевода каких-то секретных названий в конкретные предметы и даже больше, чем расшифровка строчек слов в комментарии о
предметах или людях. Неожиданно и с восторгом самый большой секрет откроется
вашему ребенку, что КНИГА РАЗГОВАРИВАЕТ С НИМ и только с ним одним.
Когда ваш ребенок подойдет к этому откровению (и это не
обязательно случится после прочтения
первой или второй книги), вы больше не
сможете остановить энтузиазм ребенка. Он стал настоящим читателем в самом
широком смысле этого слова. Теперь он
обнаружил, что слова, которые он уже знает, могут быть перегруппированы и
представлять совершенно новые идеи. И
ему не нужно выучивать какой-то набор
слов, каждый раз, когда хочется прочитать что-нибудь новенькое.
Какое это великое открытие. Лишь немногие вещи в последующей его жизни
сравнимы с ним. Он теперь всегда может
иметь мудрого взрослого,
разговаривающего только с ним о новых интересных вещах в любое время, когда ему только хочется, стоит
лишь выбрать новую книгу.
Все знания человечества теперь доступны ему. Не только люди, которые
окружают его в доме или по соседству, но люди где-то очень далеко или те, которых он бы никогда не увидел в
действительности. Он может разговаривать с людьми, жившими много-много лет
назад в других мирах, на других континентах.
Человеческие существа являются
единственными представителями на земле, которые способны избирать и изменять
пути своей эволюции.
В эволюционном движении на пути к
совершенствованию большинство существ вымерли, другие сыграли свою роль и, если
не вымерли, то наоборот остались, чтобы обозначить определенные времена
навеки.
И как мы с вами увидим, та власть
контролировать свою собственную судьбу пришла к человечеству только со
способностью писать и читать. И только
потому, что человек был способен писать и читать, он смог передавать
накопленный опыт другим людям, в других веках, тысячелетиями позже и
совершенно в других местах земного
шара. Знания, имеющиеся у
человечества, это продукт многовековых накоплений.
Человек стал человеком исключительно потому, что он смог читать и писать.
И это та важная правда, которая
открывается вашему ребенку
в процессе его обучения чтению.
Ребенок даже может попытаться рассказать вам об этом великом
открытии, если только вы, как родитель,
не упустите этот момент.
И если он решит по ведать вам об этой танце, слушайте его внимательно и
с уважением, с любовью, чтобы он не говорил вам. Это исключительно важно для
него.
И мы думаем, что в этой книге нам больше нечего добавить, и, наверное, нам следует завершить ее перечнем книг для
дальнейшего чтения и рекомендаций для выбора этих книг,
Книги должны выбираться по нескольким критериям. Во-первых, они должны отличаться довольно
большим шрифтом, во-вторых, картинки
и шрифт не должны быть перемешаны
вместе, а подаваться отдельно, также объемом словарного запаса этих книг и тем
предметам, которому они
посвящены. И каждая из последующих книг или другие книги, которые вы будете
выбирать для ребенка, все равно, желательно было бы, чтобы они отвечали таким
требованиям, хотя бы частично.
На данной странице размещен (цитирован) материал с замечательного сайта http://books.mystic-world.net/
Спасибо!