"Краткая биография
Е.И.Рерих"
Елена Ивановна
Рерих (1879-1955) - спутница и верная другиня художника, разделявшая его
трудности и радости, дававшая ему силу и радость творчества.
Она прошла жизнь устремленно и красиво, своим примером указав путь
преданного служения идеалам человечности и красоты.
Она дала миру книги Учения Живой Этики, написанные в сотрудничестве с
Учителем, ведущим семью Рерихов через годы совместного труда и познавания.
Елена Ивановна вела большую переписку со многими людьми из самых разных
уголков мира. Ее книги и письма содержат огромный опыт ее жизненного пути.
12 февраля (31 января по ст. с.) 1879 года в С.-Петербурге, в доме на
Сергиевской улице, в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и
его жены Екатерины Васильевны родилась дочь, названная Еленой.
Ее мать, Екатерина Васильевна, происходила из древнего дворянского рода
Голенищевых-Кутузовых. Сама Елена приходилась двоюродной правнучкой великому
русскому полководцу М.И.Кутузову.
Физически девочка развивалась нормально, даже ускоренным темпом, ибо
начала ходить уже с десяти месяцев и рано начала говорить. Она росла на
редкость чуткой к красоте во всех ее проявлениях; особенно запоминала красоты
природы. Также с трехлетнего возраста остались резко запечатленными поразившие
ее красивые облики матери и брата.
Брат девочки умер пяти с половиной лет от дифтерита. Елене шел уже пятый
год, и мать стала больше заниматься ею и даже начала, шутя, учить ее читать.
Постепенно, на газетах, кубиках и картинках, девочка освоилась с азбукой и
стала бегло читать. Так же быстро одолела и азбуки - французскую и немецкую. К
шести годам она свободно читала и даже писала на трех языках.
Несмотря на нянек и разных бонн и учительниц, девочка росла очень
самостоятельной и больше всего любила играть и читать в одиночестве. Сверстницы
утомляли ее и не оставляли никакого впечатления. Самостоятельность девочки
сказывалась также в упорном отказе повторять слова молитвы, которую она и брат
ее должны были читать перед сном. Девочка молилась своими словами о том, что ей
было ближе всего. В семье даже существовал рассказ о том, как девочка молилась:
"Боженька, спаси и сохрани папу, маму, бабушку и мою корову". (Корова
была игрушечная, но настолько большая, что в густой траве ее принимали за теленка,
что приводило девочку в восторг.)
Интерес к книгам проявлялся с самых ранних лет. Книги стали лучшими
наставниками и друзьями. Первой и самой большой радостью были два тома Библии с
иллюстрациями Г[устава] Дорэ. Книги эти были настолько велики, что девочка не
могла поднять их. Потому она могла любоваться ими лишь тогда, когда кто-либо из
взрослых давал ей их. Но так как книги были дорогие, то ей неохотно разрешали
пользоваться ими. Книги эти многие годы были ей источником истинной радости. И
когда она подросла, она уже сама, тайком, тащила из кабинета отца толстый том,
вся сгибаясь под тяжестью его, тащила в свою комнату, где с замиранием сердца
могла снова созерцать любимый Облик Христа и страдать его страданиями.
Среди самых первых книг были и две старинные книги "Путешествия по
Центральной Азии и по Дальнему Востоку". Эти два толстенных тома были даны
в полное распоряжение девочки, ибо они служили ей вместо подушек на стуле за
большим столом. Она любила рассматривать их, ибо они были обильно иллюстрированы,
и таким образом девочка рано познакомилась с природою, этнографией и жизнью
Дальнего Востока, что, конечно, оставило свой след в воображении и сознании,
еще не загроможденном бездарными и лживыми сочинениями для детей.
И в последующие годы любимым занятием осталось чтение, читала, как
говорится, запоем, так сильно переживая горе и радость книжных героев, что
почти заболевала. Горько рыдала над судьбой Милы и Ноли (Кота Мурлыки) и много
дней была подавлена тоскою. Рядом с такими книгами, как "История Кусочка
Хлеба", "Самодеятельность Смайльса", любила все книги Густава
Эмара, Марка Твена и Александра Дюма - "Граф Монте Кристо", "Три
мушкетера", "Ракомболь" Понсон дю Террай, "Мученики
Науки" и "Дети Капитана Гранта".
В 1899 году, в имении своей тети, княгини Е.В.Путятиной, Елена
Шапошникова впервые встречается со своим будущим мужем, молодым художником
Николаем Константиновичем Рерихом (1874-1947), а в ноябре 1901 года они
поженились. В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем -
ученый-востоковед с мировым именем. Их младший сын Святослав, появившийся на
свет в 1904 году, изберет ту же стезю, что и отец - станет художником.
В 1916-1918 годах в связи с состоянием здоровья мужа Е.И.Рерих вместе с
детьми живет в Карелии. После революционных событий семья Рерихов оказывается
отрезанной от Родины. При помощи друзей Николай Рерих устраивает выставку в
Стокгольме. Далее - Финляндия, Норвегия, Дания, Великобритания.
С 1920 по 1923 год Рерихи живут в Америке. После первой выставки картин,
состоявшейся в декабре 1920 года на американской земле по инициативе Чикагского
Института Искусств, Николай Константинович и Елена Ивановна при поддержке новых
друзей и сотрудников развернули широкую культурно-просветительскую
деятельность.
В 1921 году в Нью-Йорке открылся Институт Объединенных Искусств, главной
целью которого основатели видели в сближении народов через культуру и
искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение молодых
художников "Соr Ardens" ("Пылающие сердца"), а в 1922 году
возник международный культурный центр "Corona Mundi" ("Венец
Мира"). В ноябре 1923 года распахнул свои двери Нью-Йоркский Музей имени
Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Уезжая в 1923
году из США, Рерихи оставили здесь активную, плодотворно работающую группу
учеников и сотрудников. Фактически при жизни Рерихов эта группа была главным
центром основанного ими духовнокультурного движения. И в наши дни в Нью-Йорке
работают две рериховские организации, продолжающие традиции своих
предшественников: Музей им. Н.К.Рериха и Общество Агни-Йоги.
В Америке Елена Ивановна приступает к регулярным записям своих бесед с
духовными учителями Востока (первая запись для книги "Зов", открывшей
серию "Живая Этика", была сделана еще в Лондоне 24 марта 1920 года).
Первоначально эти записи преимущественно носили характер личных
указаний, касавшихся самих членов семьи; в них давались советы и наставления,
которые необходимо было усвоить, вступая на нелегкий путь самосовершенствования
и духовного развития. Дальнейшие книги Учения Живой Этики носили уже более
общий, глобальный характер, затрагивая вопросы духовной эволюции человечества в
целом. Их появление имело прямое отношение к тем процессам, что происходили в
науке, культуре, политической и духовной жизни XX столетия.
Многие выдающиеся ученые и философы того времени (В.И.Вернадский,
А.Л.Чижевский, К.Э.
Циолковский) уже предчувствовали грядущие изменения в истории человечества и
возможность его прорыва на новую эволюционную ступень.
С другой стороны, исторические события нашего века красноречиво
свидетельствовали о том, что впервые за всю историю Земли перед людьми ставился
выбор - или перед ними открывались невиданные доселе горизонты развития и
совершенствования, обусловленные принятием нравственно-этических законов как
основополагающих в любой сфере человеческой деятельности, или же разъединение,
погружение в хаос бездуховности и взаимоуничтожения, и как следствие - гибель
самой планеты. Чтобы избежать подобного духовного и физического разрушения,
человеку необходимо было, в первую очередь, изменить свое мышление, образ
жизни, подход ко всем существующим проблемам. Новое Учение, каковым явилась
Живая Этика, помогало осмыслить и осознать все эти изменения.
Название Учения говорит само за себя - все книги Живой Этики обращены
прежде всего к земным, реальным условиям жизни каждого человека. Призывая людей
жить в соответствии с Космическими законами, они открывают беспредельные
возможности духовного преображения жизни, расширения сознания и обретения
высоких нравственных ориентиров.
Помимо нашего плотного физического мира, Живая Этика рассматривает
миры иного
состояния материи - Мир Тонкий и Мир Огненный (мир
духотворчества),
которые находятся в непрерывном взаимодействии друг с
другом. Каждый
человек, независимо от того, осознает он это или нет,
постоянно
соприкасается с этими мирами, и это влияние необходимо учитывать при подходе к
любому событию земной жизни. Сознательное принятие связи между мирами является
одним из условий нашего дальнейшего эволюционного продвижения. По мнению
создателей Живой Этики, решающее слово в этом вопросе остается за наукой,
которая с ее беспристрастным подходом, знанием и опытом, способна по-новому
осветить многие вопросы мироздания, обратившись к изучению тонких энергий и
иных состояний материи.
Рассматривая человека как часть Космоса, Живая Этика особое внимание
уделяет развитию культуры мышления, поскольку мысль - это энергия, способная
насыщать пространство и воздействовать на окружающих. Человек самым прямым
образом ответственен за качество своего мышления, считают Учителя, ведь от
этого зависит не только его душевное и физическое здоровье, но и состояние всей
планеты в целом.
Очень много говорится в книгах Учения и о наступлении новой космической
эры в жизни нашей планеты. Космические условия приближают к планете новые,
огненные энергии высокого потенциала, утверждает Живая Этика, и только от
духовно-нравственного состояния человечества зависит, насколько успешно пройдет
их ассимиляция.
Основываясь на древнейших знаниях Востока и достижениях современной
науки Запада, Живая Этика представляет собой стройную философскую систему, не
отвергающую великие традиции прошлого.
Книги Живой Этики стали издаваться с 1924 года на разных языках, для
многих они стали настольными. Идеи Учения составляют основу художественного и
литературного творчества и Николая Константиновича Рериха. На его полотнах
оживают древние восточные легенды, рождаются образы Великих Мудрецов,
подвижников и святых. Язык живописи, стирающий границы между материальным и
духовным, по-своему отображает Великие Законы Космоса, существование миров иных
состояний материи, иных измерений, и их взаимодействие с нашим плотным миром.
2 декабря 1923 года семья Рерихов прибывает в Индию, уже давно
привлекавшую их своими богатыми духовными и культурными традициями. В 1925-1928
годах Елена Ивановна принимает участие в Центрально-Азиатской экспедиции,
организованной ее мужем с целью изучения археологических памятников и
особенностей различных национальных культур.
В 1926 году, во время пребывания экспедиции в Улан-Баторе, выходит ее
книга "Основы Буддизма", трактующая фундаментальные философские
понятия Учения Будды, такие, как перевоплощение, закон кармы и Нирвана, а также
и его глубочайшую нравственную сторону, опровергая основной стереотип западного
мышления о том, что человек в буддизме есть ничтожное, забытое Богом существо.
По возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи поселяются в
древней живописной долине Кулу (Западные Гималаи). Теперь Елена Ивановна
практически целиком посвящает себя работе по систематизации текстов, получаемых
ею от Учителей. Продолжается работа над книгами Живой Этики.
В 1929 году в Париже под псевдонимом Ж.Сент-Илер издается ее работа
"Криптограммы Востока". Книга эта имела тот же самый источник, что и
книги Учения, и была тесно связана с ними. Эти "Криптограммы" (или
апокрифы, то есть сочинения тайного характера), относящиеся к сокровенной
эзотерической традиции Азии, описывают легендарные и исторические события давно
минувших дней. Прежде всего, это рассказы о неизвестных нам сторонах жизни
Великих Учителей человечества - Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия
Радонежского. Завершают книгу пророчества о будущем, касающиеся как России, так
и всего мира.
Особое место в творчестве Е.И.Рерих занимают ее письма изучающим Живую
Этику. Простым и доступным языком она объясняет своим корреспондентам проблемы,
затронутые в книгах Учения, - вопросы о Законах Космоса, эволюции планеты и
человечества, взаимосвязи духа и материи. Какими качествами нужно обладать
человеку, желающему вступить на нелегкий путь самосовершенствования и встретить
на нем своих наставников, уже преодолевших первые вехи этого пути? Каково наше
место в мироздании? Как космические законы влияют на историю человечества и к
чему приводит их нарушение? Эти и многие другие вопросы, рождавшиеся в сердцах
самых разных людей, различного уровня сознания, неизменно освещались в духе
терпимости и доброжелательности.
Первое издание "Писем Елены Рерих" вышло в Риге в 1940 году.
Эти два тома явились лишь малой частью ее огромного эпистолярного наследия,
которое когда-нибудь, будем надеяться, увидит свет в полном объеме.
Благодаря Елене Ивановне русскоязычный читатель получил возможность
ознакомиться с основным трудом другой нашей великой соотечественницы,
основательницы Теософского общества, Елены Петровны Блаватской (1831-1991) -
"Тайной Доктриной" ("Синтез науки, религии и философии"), а
также избранными письмами Махатм (Учителей Востока), которые имели
непосредственное отношение к истории становления теософского движения (см.
книгу Искандер Ханум. "Чаша Востока").
С 1933 года Елена Ивановна ведет раздел "Свободная трибуна" в
журнале "Оккультизм и Йога" - печатном органе русских эмигрантов,
интересующихся теософией и эзотерикой, - издававшемся сначала в Югославии, а затем
в Парагвае.
Вскоре после смерти мужа, последовавшей в декабре 1947 года, Елена
Ивановна покидает долину Кулу и вместе со своим старшим сыном Юрием
Николаевичем Рерихом поселяется в небольшом городке Калимпонге на склонах
Восточных Гималаях. Там, до последней минуты своей жизни, она продолжала работу
- велись записи бесед с Учителями, шла переписка с сотрудниками. 5 октября 1955
года она ушла из жизни.
На данной странице размещен (цитирован) материал с замечательного сайта http://books.mystic-world.net/
Спасибо!