Адвайта Лайя Йога Занятия по Йоге

Информологическая конструкция гармоничного образования

Научно-практическое руководство по организации учебного процесса

Мокий B.C.

Новому веку - гармоничное человечество

Вступая в новый век, принято не только подводить итоги прошедшему, но и прогнозировать будущее. Состояние пространства планеты изменяется. По расчетам демографов, приведенных в середине 60-х годов, численность населения планеты к 2000 году должна была составить 4 млрд. человек. Однако уже к 1996 году она перевалила за отметку 6 млрд. Рост населения продолжается.

В биологии существуют наблюдения, свидетельствующие о том, что если в ареале обитания, например, грызунов резко возрастает их численность, превышающая среднестатистическую, то усиливается их агрессивность, возникают эпидемии и т.д., что приводит к такому же резкому сокращению численности особей до исходного уровня. В других науках известны сходные по смыслу явления: "предел усталости", "точка невозвращения", "коллапс", "необратимые процессы" и т.д. Все они, в конечном счете, порождают определенное состояние пространства природных информационных систем. Человечество, как и планета, также относится к числу природных информсистем. Поэтому в его пространстве могут происходить те же негативные процессы, и эта аналогия вынуждает отказаться от неоправданного оптимизма, звучащего в существующих прогнозах развития человечества, и требует суровой самооценки общества, высказанной с самых высоких трибун. Возможно, только образ "пружины, сжатой до отказа", сможет убедить людей стать другим, новым человечеством, у которого есть будущее. И, самое главное, тогда появится основание приступить к практической работе по поэтапному формированию этого человечества. К работе, главная роль в которой отводится построению гармоничного образования человека.

Человечеству больше не следует полагаться на мистическую всепобеждающую силу эволюции, которая, как по мановению волшебной палочки, решит все проблемы. Ему необходимо, наконец, стать современным, то есть догнать в своем развитии уровень развития планеты.

"Новому веку - гармоничное человечество" - вот стандарт, под которым должно начаться пробуждение человечества.

Только человеку дана возможность в сотворчестве с природой развивать и преобразовывать действительность. Поэтому один из смыслов жизни человека заключается в его постоянном творческом взаимодействии с окружающим миром. Основой такого взаимодействия служат знания. Однако, знания сами по себе лишены морали и нравственности. Лишь пройдя сквозь пространство человека, преобразовавшись в нем, они приобретают полноту и морально-нравственные значения. Следовательно, истинные знания могут быть сформированы только полноценной гармоничной личностью.

Критерий гармоничной личности определяется общечеловеческим мировоззрением, в основу которого должны быть положены парадигмы единого понимания, познания и описания окружающего мира. Триединство парадигмы обеспечивает триединство типов знаний, которыми должна в совершенстве владеть полноценная личность.

Создание и поэтапное утверждение концепции гармоничного образования на практике может сыграть роль того звена, за которое вытягивается цепь решений всех общепланетарных проблем. Естественно, что работа такого масштаба и объема не может, да и не должна начинаться по указке "сверху". Потому что иерархическая система управления в области образования служит, прежде всего, для сохранения и поддержки существующей концепции образования. И не ее вина в том, что

сохраняемая концепция не приводит к формированию гармоничной личности - такую концепцию передало ей общество. Но нельзя разрушать иерархию, чтобы впоследствии строить ее заново. Достаточно разработать для нее новую концепцию, предварительно убедив общество в ее необходимости, а затем последовательно осуществить замену.

Следовательно, именно общество должно найти в себе силы для того, чтобы объявить о необходимости формирования концепции гармоничного образования и приступить к работе по ее созданию. Общество состоит из конкретных людей различных профессий и должностей, и все они являются фрагментами его единого пространства. Поэтому каждый человек на равных условиях может принять участие в этой работе.

Для координирования взаимодействия всех ее участников на базе общественного научно-педагогического объединения "Воспитание и образование" при Международном Центре. Рерихов и московского учебного центра "Перспектива" создана общественная Лаборатория стратегического планирования педагогической деятельности. Ее задачи:

_накопление практического и теоретического опыта по созданию концепции гармоничного образования;

_обобщение практического и теоретического опыта, достигнутого в создании авторских программ, учебников и специальной образовательной литературы, в совершенствовании профессиональной подготовки преподавателей государственной и негосударственной форм образования, а также опыта рядовых учителей-практиков;

_проведение встреч, семинаров, лекции по распространению полученного опыта среди педагогов и специалистов других областей знаний.

Подобные планы и призывы, в той или иной форме, вместе или по отдельности, периодически возникают в обществе. Однако к ощутимым результатам они пока не привели. Все дело в том, что перестроить существующую концепцию образования можно лишь тогда, когда удастся сформировать ее новое пространство, в рамках которого появится возможность заново переосмыслить весь ранее накопленный опыт.

К сожалению, авторы прежних идей не предлагали новой конструкции, которая давала бы право назвать концепцию образования гармоничной. Это изначально обрекало работу на неудачу, потому что педагогическое новаторство невозможно оценить с позиции критериев устаревшей концепции. Принимая во внимание наличие этого "подводного камня", организаторы общественной Лаборатории стратегического планирования педагогической деятельности предложили использовать в качестве прототипа концепции гармоничного образования конструкцию, созданную на базе информологической теории.

Основные критерии этой конструкции и их общая аргументация и есть предмет данного научно-практического руководства. Каждая группа представленных в нем предложений заканчивается блоком задач для самостоятельного решения. Обобщение возможных вариантов ответов позволит заложить фундамент, на котором со временем можно будет выстроить концепцию гармоничного образования.

Свои размышления, практические решения, описания случаев удачного или неудачного применения высказанных предложений можно направлять по адресам:

121019 Москва, Малый Знаменский пер., 3/5 Международный Центр Рерихов. Общественное научно-педагогическое объединение

"Воспитание и образование " 1 13519 Москва, ул. Красного Маяка, д. ЗА. Учебный центр "Перспектива"

К подготовке второго и последующих изданий этого руководства

планируется привлечь научных работников, педагоговпрактиков, психологов, медиков, специалистов из других областей знания для того, чтобы подробное обсуждение конкретных предложений можно было бы вести специфическим языком конкретных научных дисциплин.

Организаторы открытой Лаборатории глубоко уверены в том, что достижение поставленных целей невозможно без серьезных изменений в сознании и психологии педагога. Поэтому в помощь ему готовится цикл лекционно-практических занятий, построенных по принципу "деловой игры". В рамках этого цикла продолжительностью от 3-х до 7-й дней слушатели смогут ознакомиться с теоретической базой прототипа конструкции гармоничного образования, а затем самостоятельно промоделировать основные этапы и периоды образования человека; провести анализ существующего и предложенного гармоничного процессов обучения; осуществить подбор и расстановку учебных дисциплин в учебном процессе; усвоить практические рекомендации по использованию пространства аудитории как фактора, способного целенаправленно корректировать процесс обучения и состояние здоровья учащихся; и т.д.

Данное научно-практическое руководство может служить учебным пособием для деловой игры, организуемой в разных вариантах:


_факультативно, во время семинаров и конференций;

_с отдельными специально собранными группами слушателей; _со студентами педагогических и других учебных заведений; _с преподавателями на курсах повышения квалификации; и т.д.

Хочется надеяться, что идея совместной практической работы в этом направлении найдет отклик в среде воспитателей, учителей-практиков и ученых.

Что изучает информология

...Человечество накопило огромный объем знаний. Большая его часть систематизирована в различных научных направлениях, разделенных на несколько основных групп, среди которых выделяются естественные, точные, общественные и гуманитарные науки. У каждой науки, каждого научного направления своя концептуальная база, методы решения проблем, а также своя терминология и язык для изложения результатов исследований. Такое дробление единого представления об окружающем мире привело к тому, что ученые разных научных дисциплин при совместном решении ряда проблем не всегда достигают взаимопонимания.

К примеру, если необходимо решить задачу по сохранению экосистемы региона, то в специально созданной группе работа, как правило, поставлена таким образом: химик изучает проблемы региона на основе совокупности химических веществ с их взаимодействиями; почвовед - как разнообразие почв; биолог обращает внимание на состояние животного и растительного мира и т.д. Таким образом, используется своеобразный научно-ведомственный подход в решении задачи. Эта ситуация порождает ряд принципиальных вопросов:

_Кто из специалистов должен взять на себя ответственность за формирование обобщенных результатов проведенных исследований?

_На основе концепции какого научного направления должны формироваться эти результаты?

_Языком какой научной дисциплины необходимо их излагать, чтобы они были одинаково понятны специалистам и административным работникам, принимающим решения?

Пока эти вопросы носят дискуссионный характер. Окончательные выводы

формируются на основе компромиссного решения экспертов. Поэтому сегодня крайне необходима новая наука, которая могла бы служить носителем универсальной концепции междисциплинарного подхода. Под универсальностью в данном случае подразумевается способность этой науки обеспечить взаимопроникновение различных типов знаний, реализовать процесс сотворчества между всеми научными дисциплинами в совместных работах, а также, при необходимости, самой выступить в роли отдельного научного направления.

Каким же основным требованиям она должна отвечать?

_Не противоречить концепциям существующих научных дисциплин.

_Обладать понятийным аппаратом, близким по своей сути к традиционно сложившемуся в науке и позволяющим создать точки соприкосновения концепций различных научных направлений.

_Использовать специальную терминологию, семантический потенциал которой позволяет существенно расширить представление исследователя об окружающем мире.

_Применять методологию, позволяющую осуществлять моделирование проблем различных научных дисциплин и производить оценку эффективности предлагаемых вариантов их решения при помощи универсальных моделей и интегральных характеристик.

_Обеспечивать повышенную экспрессность, дешевизну и требуемую достоверность результатов.

В ряду появившихся за последнее время новых научных концепций, претендующих на роль междисциплинарных, определенное место занимает информологическая концепция. В ее создании принимал участие коллектив ученых Московского Государственного Университета, Государственной Академии Управления имени С.Орджоникидзе и Международного неправительственного института информатики биосферы ИнтерЭкоИнформ.

Информологическая концепция развивается в рамках научного направления, получившего название "информология". В отличие от других наук, которые описывают методы получения, переработки и хранения информации, а также управления ею, информология изучает пространственную организацию информации, закономерности пространственного построения информсистем, а также механизмы синхронизации информсистем при различного рода взаимодействиях.

Закономерно, что новое научное направление формирует свою точку зрения на содержании основных философских категорий. Создатели информологии считают, что она не должна выражаться специально придуманными, сложными для произношения и понимания словами. Поэтому для изложения сути информологической концепции были использованы общепринятые в науке термины и понятия, в которые были добавлены элементы нового содержания. Это позволило, не разрушая общий смысл понятий, существенно расширить их семантический потенциал.

Основная идея информологии состоит в том, что все природные явления, объекты или процессы можно представить в образе некоего условно-замкнутого пространства. В роли пространства выступает структура, благодаря которой все пространственные фрагменты обретают свое функциональное предназначение. В этом случае можно выделить показатель, который принадлежит каждому пространству, - это его состояние. Состояние является параметром, который дает возможность сразу и полностью охарактеризовать все пространство в целом. Поэтому в информологии под понятием "информация" подразумевается состояние пространства.

Информация может находиться в двух формах: в непроявленной - как собственно состояние пространства, и в проявленной (с точки зрения

наблюдателя) как совокупность характеристик, отображающих это состояние. Пространство можно описать с помощью двух видов информации: количественного, позволяющего охарактеризовать его с позиции величины, и качественного, характеризующего его с позиции существенных свойств.

В информологии предлагается несколько различных моделей описания пространства, использующих эти категория. Например, одной из таковых является информационная система, под которой понимается специфическая форма организации пространства, определяющая в нем порядок взаимоотношений информации количественного и качественного вида.

Чтобы передать общий смысл, заключенный в пространстве, всю совокупность характеристик можно распределить по признакам. Под признаками информации подразумевается обозначение фрагментов пространства, объединяющих в себе информацию конкретного содержания.

Несмотря на то, что информология является самостоятельным научным направлением, наиболее интересные практические результаты появляются тогда, когда выполняются совместные исследования с представителями различных научных дисциплин. В этом случае знания о специфических свойствах явлений, выступающих предметом изучения конкретной дисциплины, соединяются с информологическими знаниями об их общих свойствах. Это приводит к тому, что, казалось бы, хорошо изученные явления неожиданно раскрываются с необычной стороны.

Прототип конструкции гармоничного образования

В общем гармонию можно рассматривать как согласованность целей и задач развития человечества с целями и задачами развития природы. Практическая реализация подобной согласованности в различных областях человеческой деятельности может достигаться разными способами. Например, в области образования гармония может быть достигнута посредством создания специальной конструкции учебного процесса. "Конструкция" - это целенаправленное построение всей системы образования, которая позволяет сочетать цикличность учебного процесса с цикличностью естественных природных процессов, а также обеспечить организацию обучения с учетом закономерностей природного механизма преобразования информации. Если ей это удается, то такую конструкцию можно назвать гармоничной.

С информологической точки зрения, образование, как природное явление, играет важную роль в жизни человеческого общества. Совокупность знаний, получаемых при помощи специального обучения, требуются человеку, прежде всего, для того, чтобы выжить. Поэтому первым и главным учителем человека всегда была и остается Природа. Каждое из времен года последовательно наделяет его знаниями о состоянии пространства территории, на которой он находится.

Чтобы обеспечить процесс преобразования информации, непрерывно продолжающийся в пространстве Земли, рождение людей происходит равномерно на протяжении всего года. Родившись, дети из пространства матери переходят в пространство планеты. С этого момента они становятся ее информационными носителями и в качестве таковых должны соответствовать общепланетарным законам.

По своей натуре человек индивидуален. Поэтому его годовой цикл знакомства с окружающим миром начинается со дня рождения. Но по своей сущности человек общественен. Выводы, полученные в результате взаимодействия с окружающим миром, не являются для него самоцелью. Чтобы реализовать свою внутреннюю и внешнюю значимость, ему нужно обменяться этими выводами с другими людьми. Поэтому, лишь находясь в обществе себе подобных, например, среди сверстников одного годового планетарного цикла, ребенок обогащает свое сознание всем спектром эмоционально насыщенных образов, _необходимых для его индивидуального развития. Следовательно, очень важно не только объединить в учебной группе учащихся, рожденных в течение года, но и правильно определить

начало годового цикла обучения, который должен совпадать с естественным началом планетарного годового цикла. Таким образом, первый критерий конструкции гармоничного образования гласит:

образование будет считаться гармоничным, если начало его годового цикла приходится на первый астрономический день весны, который на различных территориях наступает в свое определенное время.

Теперь познакомимся с универсальной моделью периода преобразования информации:

Универсальная модель периода преобразования информации

Как видно из модели, вся продолжительность периода преобразования информации подразделяется на две основные части: количественную (А-С) и качественную (С-Е). Они, в свою очередь, делятся внутри себя на периоды: количественно-количественный (А-В), количественно-качественный (В-С), качественно-количественный (С-Д) и качественно-качественный (Д-Е).

Наличие этих периодов определяет порядок преобразования информации и характер процессов, которые должны в них происходить. Такая последовательность деления периода преобразования информации имеет принципиальное значение для формирования гармоничной конструкции любого процесса.

Используя предложенную методику, построим модель природного (планетарного) периода преобразования информации:

Модель природного (планетарного) периода преобразования информации

Здесь представлена только та его часть, в которой происходит формирование полноценной гармоничной личности. Подробный анализ модели природного (планетарного) периода еще предстоит сделать специалистам, но уже сейчас ясно, что она имеет статус программы, с периодами которой должны быть соразмерны природные и искусственные циклы всех планетарных явлений. За минимальный период в данной модели принят годовой цикл. Далее, следуя методике построения периода преобразования информации, производится последовательное объединение годовых циклов и формирование из них четырех основных этапов, продолжительностью в 8 лет каждый, со своим предназначением и специфическими особенностями.

Количественно-количественный период (от рождения до 8-летнего возраста). В этом периоде, так же, как во всех остальных, есть свои этапы, которые позволяют говорить об особом значении каждого года в обучении ребенка. Например, в количественный период (до 4-летнего возраста) с ребенком нужно заниматься развитием речи. А с 4-х до 8-й лет ребенок должен получить знания дошкольного и начального образования. Особенностью этого периода является то, что уровень развития информсистем ребенка предполагает обучение детей в группе, за которой закрепляется один преподаватель.

Количественно-качественный период (с 8-й до 16-ти лет). В этот период происходит процесс обучения, который можно отождествить с традиционным средним образованием. В этом возрасте уровень развития информсистемы ребенка позволяет рассаживать детей за отдельные столы и парты, а также привлекать к проведению занятий необходимое число преподавателей.

Качественно-количественный период (с 16-й до 24-х лет) ассоциирован с нынешним процессом получения высшего образования. Очевидно, что до 20-летнего возраста человек должен получить знания общего высшего образования, а к 24 годам - основные для его профессиональной деятельности знания, а также те, которые могут быть смежными при ее осуществлении.

Качественно-качественный период (с 24-х до 32-х лет). В этот период должно осуществляться профессиональнопроизводственное обучение в рабочем коллективе, в который человек приходит после окончания высшего учебного заведения.

Таким образом, процесс формирования полноценной личности имеет продолжительность 32 года. Гармоничность развития личности обеспечивается тем, что все этапы образования соразмерны с природным (планетарным) периодом преобразования информации, что является вторым критерием конструкции гармоничного образования.

Предложенный принцип построения периода преобразования информации позволяет по-иному трактовать смысл некоторых этапов развития и образования человека. Например, во время внутриутробного развития пространство матери выступает в роли надсистемы для пространства формирующегося ребенка. Поэтому точно так же, как пространство планеты корректирует программу развития взрослого человека, общее состояние пространства матери корректирует программу развития ребенка.

Весь цикл беременности можно разделить на четыре уже известных нам этапа. Нетрудно подсчитать, что каждый из них длится до десяти недель, во время которых последовательно происходят различные процессы формирования тела ребенка: накопление клеточной массы, ее дифференциация, формирование органов и систем организма и развитие плода в целом. Поэтому необходимо, чтобы в каждый из этих этапов в пространстве ребенка матерью была заложена основа для последующего воспитания и обучения. Для этого в точно рассчитанные периоды беременности она должна прослушать цикл специальных общеобразовательных лекций, тематическая последовательность которых была бы направлена на потенциальное расширение объема знаний у ребенка в будущем. Кроме этого, ей необходимы занятия определенными видами творческой деятельности.

Принцип подобия организации пространств позволяет экстраполировать порядок наращивания знаний, установленный во время беременности, на все основные, сформированные в смысловом отношении этапы развития и образования человека, в которых активно используется педагогическая деятельность. В каждом из них нужно организовать обучение так, чтобы заново активизировать и более подробно раскрыть для ребенка те представления о законах и закономерностях окружающего мира, которые были заложены родителями и педагогами в период его внутриутробного развития.

Таким образом, конструкция гармоничного образования должна обеспечивать сквозной процесс формирования личности человека с момента его зачатия и до 32-х лет. Непрерывность процесса образования невозможна при резкой смене среды обучения существующей конструкции образования: дошкольное учреждение - школа ­профессионально-техническое училище - ВУЗ - производство. Поэтому весь процесс воспитания и обучения целесообразнее осуществлять в одном месте, например, в Центре формирования личности, что позволит реализовать ряд очевидных преимуществ:

_сконцентрировать потенциал лучших педагогических кадров и эффективных технических средств обучения;

_обеспечить целенаправленное создание, взаимосвязанное развитие и последовательное внедрение авторских программ обучения;

_создать условия для того, чтобы ребенок мог свободно знакомиться со всеми типами общих и специальных знаний, приобретая при этом необходимые практические навыки;

_содействовать разностороннему сотрудничеству детей разного возраста; свободному обмену знаниями и мнениями между ними;


_организовать круглогодичный процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей организма каждого учащегося и т.д.

Задачи для самостоятельного решения

1. Сформулируйте и обоснуйте общие цели и задачи каждого годового цикла в предполагаемой конструкции гармоничного образования.

2. Сформулируйте и обоснуйте цели и задачи основных периодов конструкции гармоничного образования.

 

На данной странице размещен (цитирован) материал с замечательного сайта http://books.mystic-world.net/

Спасибо!

 

Адвайта Лайя Йога Занятия по Йоге

 

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz