Г.С. Горчаков ("Знамя
Мира" №7 1995)
ФРАНЦИСК АССИЗКИЙ
МОЛИТВА ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО
О, ГОСПОДИ!
Сделай меня орудием твоего мира,
Чтобы я там любовь проявлял, где меня ненавидят,
Чтобы я прощал, где меня обижают.
Чтобы я соединял, где идет ссора,
Чтобы я правду говорил, где господствует заблуждение,
Чтобы я веру приносил, где давит сомнение,
Чтобы я свет зажигал, где царствует тьма,
Чтобы я радость давал, где живет печаль.
О, ГОСПОДИ!
Не дай мне стремления к тому,
Чтобы я был утешен, но чтобы я утешал,
Чтобы не я был понят, но чтобы я понимал,
Чтобы не я был любим, но чтобы я любил.
Ведь, кто дает, тот и получает.
Кто сам забывает, тот и находит.
Кто прощает, тот и сам будет прощен.
Кто сам в себе умирает, тот пробуждается для жизни
И если мы в Тебе умираем -
Мы входим в вечную жизнь. Аминь!
Италия. XIII век.
Время появления выдающегося деятеля религиозного движения Западной Европы. Это
век святых и еретиков. Римская церковь к тому времени превратилась в явление
ужаса для людей. Не было ни одного завета Христа, который бы она не исказила
себе в угоду. Вместо любви и прощения она карала и убивала. Ее служители
утонули в разврате и блуде. Добрыми делами объявлялись лишь приношения денежные
в церковь. Всеми мерами церковники старались возбудить в людях сознание полного
бессилия, страха и неизбежной гибели без заступничества "святых"
отцов церкви. Кумиром церкви стали власть и богатство, она вовсю использовала
подкуп, шантаж, обман, насилие во всех его видах. Самым бессовестным образом
эксплуатировался религиозный энтузиазм масс. Евангелие было начисто забыто,
торжествовали голые фарисейские теории и мертворожденные догмы, закрепощавшие
сознание людей. Священники того времени являлись полной антитезой настоящим
святым подвижникам и почти всегда были их врагами. Ведь они объявляли себя
миропомазанными, представителя ми самого Бога и самозвано присвоили себе право
не считаться с законом Кармы или Справедливости в виде так называемого
отпущения грехов. Если Христос рыбакам ноги мыл, то эти, действующие от Его
Имени, служители тьмы заботились только лишь о собственном возвышении. Их
боялись люди, а вот к немногим истинным подвижникам ДУХА они шли с любовью и
доверием, ведь они были из самого народа и хорошо понимали все материальные и
нравственные трудности. Они говорили с народом голосом сердца. В эти редкие
подвижники не могли смириться со всем разложением, прикрываемым мертвенностью
обрядов. Это били пророки от народа, бескорыстными трудами которых потом
пользовались церковники для вящего укрепления престижа своей церкви. Как
правило, церковь не признавала таких подвижников, боролась с ними всеми мерами,
пока не чувствовала, что подвижник побеждал на духовном поприще, тогда она
ловко принимала его под свою руку и освящала их высоким авторитетом свою
кровавую черную мантию.
И миссия Франциска Ассизского была особенной. Если бы она увенчалась
успехом, то каста лицемерных священников была бы ликвидирована, их власть
заменилась бы властью священных писаний, провозглашением свободы индивидуальной
совести. У миссии Франциска был и социальный оттенок, ибо это было движение
самых обездоленных слоев населения Италии. Все движение Франциска было
протестом христианской совести против продажного "монархизма", он
стремился возродить христианство в его первоначальной чистоте. Как и Христос не
пошел в церковь, так и Франциск не пошел в монахи, а устремился в саму жизнь
народную, ибо он инстинктивно понимал, что уход в созерцательность, в
монастырь-это было бы проявлением эгоистического самоспасения, в
действительности же самопогублением своей души в относительном благополучии. Он
как Христос, пришел к народу. Он не только проповедовал любовь, но и сам был
преисполнен этого высокого чувства ко всем живущим. И измученные,
исстрадавшиеся по высокому идеалу люди чувствовали в нем БРАТА, ДРУГА,
ЗАЩИТНИКА.
Ассиз - маленький итальянский городок с длинными узкими улочками.
Нелегкая жизнь, в которой выживали наиболее энергичные люди. Церковь и феодалы
видимо и невидимо сражались за власть. Религиозное сознание людей вращалось
вокруг понятий Рая и Ада, и вхождение в рай покупалось земными проявлениями
нарушимого благочестия. В 1182 году в семье зажиточного торговца сукном Петра
Бернардоне родился сын, которого назвали Иоанном. Впрочем, так назвала его
мать, но когда вернулся отец, то сын был переименовал в Франциска. Отец и мать
баловал мальчика, и он мог сорить деньгами. К учебе особого рвения у Франциска
не было, едва научился писать, а за перо брался в исключительных случаях,
подписываясь крестом.
Франциск рос неугомонным, если не сказать больше. Вокруг него постоянно
находились друзья - из дворянчиков - нечто вроде придворного штата. По ночам
эта компания подростков с факелами в руках маршировала по городку во главе с
Франциском, который держал в руках начальнический жезл. Как отмечали биографы,
он, по тогдашним меркам, дошел до крайних степеней разгула. Но в то же время
Франциск, несмотря на богатство, на эксцентрические костюмы, и поступки, в то
же время рос с нежным сердцем и не позволял себе грубых выходок ни в словах ни
в поступках. Он ведь подражал рыцарям. Вид бедняков действовал на его
впечатлительную душу и частенько он снимал с себя одежду, когда не было денег.
Однажды, когда Франциск находился в лавке отца и помогал тому, в лавку
вошел нищий и попросил подаяние. Франциск был очень занят и с раздражением
отказал ему. Потом опомнился, выбежал на улицу и вернул нищего. Конечно, такая
расточительность была не по нутру отцу.
Однажды жители городка взбунтовались против своего герцога, разграбили
его замок, камни унесли на возведение стены вокруг Ассиз. Новообращенным
каменщиком был Франциск, который трудился с большим энтузиазмом, еще не
предполагая, что опыт этот в скором времени понадобиться ему. Собралось
народное ополчение, которое пошло воевать соседний городок, но было разбито.
Франциск с друзьями попал в плен, где был целый год. В отличие от своих
приунывших друзей, он был весел, строил планы на будущее, мечтал о рыцарских
подвига и заявлял друзьям: "Вот увидите, я буду важным господином, и весь
мир мне будет поклоняться".
Знатные дружки его кисло воспринимали зажигательные речь вожака, они
оказались пустыми и мелочными, и Франциск увидел всю душевную пустоту и
тщеславность их. Но тем не менее, он всегда увешал их, был миротворцем их
довольно частых ссор.
Когда он вернулся из плена, ему исполнилось 22 года. Казалось бы, он
должен был остепениться после таких испытаний, но Франциск с еще большей
страстностью бросился в вихрь удовольствий, пока тяжко не заболел. Должно он
находился между жизнью и смертью, было о чем ему подумать. Размышления его были
невеселы, он пребывал в непривычном для себя унынии: все было пусто и пошло.
Удовольствия уже перестали быть для него привлекательными. Настоящего дела у
него не было, стать торговцем ему не хотелось. Наружная фарисейская набожность
также не удовлетворяла его ищущий дух. И по выздоровлении он снова обратился к
прежним развлечениям.
И вот один из рыцарей собирает рать для участия в крестовом походе за
дело папы Иннокентия III. Франциск с удовольствием отправился в поход там он
прославится. Но в пути он услышал некий ГОЛОС, который повел ему возвратиться
домой и ждать указа, что делать дальше. Конечно, родители были разочарованы и
даже почувствовали себя опозоренными.
Франциск тем временем все больше задумывался о жизни он удвоил свою
сострадательность к беднякам. Целыми днями одинокий он бродил в окрестностях
города, потом к нему присоединился его новообретенный друг - Илья. Франциск
испытывает нежность ко всему живущему, ему хочется прижать к сердцу весь
страдающий мир. Ему хотелось действовать во имя ДОБРА, ему хотелось крикнуть
так всему миру, чтобы до всех сердец дошло: ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА!
Он отправляется в Рим, томимый жаждой деятельности. Там поменялся с
нищим его рубищем и простоял так целый день на паперти за подаянием. Он одержал
первую победу над своей природной гордостью.
Внутренний голос, который все сильнее напоминал о себе говорил ему, что
он должен возненавидеть все то, что любил проще и любить то, к чему он прежде
чувствовал отвращение. И все чаще образ Спасителя в терновом венке являлся ему
в видениях.
Вот ему встречается прокаженный. Раньше Франциск бежал от них, а теперь
слезает с лошади, дает денег и даже целует руку!
Отец уже не дает ему денег. В семье становится горячо, и Франциск все
еще продолжает мучиться неясными идеями служения миру. Он пытается исповедаться
епископу, но вот в его идеях усмотрел нечто опасное для церкви. Как-то Франциск
забрел в часовенку, где имелось изображение распятого Христа, и ему показалось,
что он слышит Его голос, призывающий к служению Истине.
Франциск продает лошадь, несколько кусков сукна, принадлежащих ему,
отдает кому-то свою одежду. Он решил для начала заняться восстановлением
часовенки.
Гнев отца страшен, Франциск даже целый месяц прячется малодушно, потом
понимает, что так жить в страхе нельзя, это несовместимо с Служением. Он
выходит в одежде оборванца, исхудалый, никто даже не узнавал его. Толпа
мальчишек с улюлюканьем кричала ему вслед: "Сумасшедший!"
Отец избил его прямо на улице, увел а дом и посадил в чулан. Франциск же
думал о том, что Спаситель страдал больше и не думал отказываться от своего
решения. И едва только сердобольная мать выпустила чадо на свободу, как
Франциск тут же отправился в часовенку. Отец побил жену, но Франциск, вновь
схваченный, объявил тому, что никакая сила в мире не заставит его отказаться от
Служения Христу, как он это понимает.
И вот в присутствии епископа на городской площади при скоплении зевак
Франциск публично отказывается от наследства: он раздевается догола и говорит:
- Слушайте все! До сих пор я называл Петра Бернародоне своим отцом, но с
этого момента хочу служить только Богу. Вот почему я отдаю своему отцу деньги,
из-за которых он столько мучается, свою одежду и все, что от него имею, и
отныне я буду говорить только: "Отче наш, иже еси на небесех".
Франциск был счастлив: он завоевал себе свободу, а заодно приобрел себе
таким образом много сторонников. Он победил их своей искренностью, горячей
верой, укрепленной горячим устремлением.
Радостный, в каком-то ободранном халате, Франциск бродит по лесам. Ему
встречаются разбойники и спрашивают, кто он такой.
- Я герольд великого царя. Разбойники, не церемонясь с "этим
полоумным", срывают с него последний плащ и бросают Франциска в яму со
снегом. Но Франциск еще больше возликовал, ибо он пострадал
Кое-как, окоченевший, он наконец выбрался из ямы и постучался в
монастырь. Но там его прогнали, голого. И лишь встретившийся друг дал ему
одежду.
Франциск посещает обитель прокаженных. Поселился там и ухаживал за
больными: обмывал и перевязывал их раны. Он всегда был весел и своим примером
бодрит дух людей,
Затем Франциск берется за восстановление часовни. Он приходит в город и
говорит людям, что каждый, кто принесет камень на строительство часовни,
получит награду. И такой горячей верой и, добротой пылало его лицо, что многие
люди поверили ему и носили камни на часовню. Франциск распевал священные песни,
делился своими обширными планами, и люди охотно верили ему, ибо в его
присутствии они становились как дети. Франциск жил в состоянии, духовного
даяния.
Два года он исправляет церкви и живет в шалашике. Он даже не пробует
проповедовать, он действует личным примером. Постепенно вызревает понимание
своей миссии - подражание Христу. И тогда он становится странствующим
проповедником. Он говорит радостно всем людям:
- Да дарует Господь
вам мир!
Убежденный,
проникновенный, полный сердечности тон его бесед магнитом притягивал людей. Он
своим сердцем очищал основы учения Христа, и Христос являлся людям уже не
грозным судией, а УТЕШИТЕЛЕМ. Франциск не подавлял людей сознанием греховности,
не пугал угрозой наказания, а скорбел о их страданиях и заблуждениях. Его
кроткие речи облегчали страдание, пробуждали в людях совестливость. Теперь уже
никто не посмеивается над Франциском, не презирает его. Его сердечность и
глубокая вера вызывали одно лишь уважение.
Однажды под влиянием его речей знатный богач раздал свое имущество.
Горсть денег попадает к Франциску. Пока он раздумывает, куда ему лучшим образом
употребить их, к нему подходит священник Сильвестр и требует отдать эти, деньги
ему, так как Франциск плохо заплатил ему за камень, который Сильвестр принес на
строительство часов ни. Франциск протягивает святому отцу церкви горсть монет,
и люди увидели всю разительную разницу между Франциском и официальным
служителем Христа.
Вокруг Франциска собираются ученики. Когда их собралось уже семь,
Франциск сказал им: "Идите и проповедуйте Слово Божье. Ухаживайте за
ранеными, утешайте пораженных горем и возвращайте на путь истины заблудившихся.
Заботу о пропитании возложим на Господа, он будет питать вас".
В основе устава общины - Нагорная проповедь Христа. И хотя церковь уже
начинает враждебно коситься на неожиданных конкурентов, Франциск не позволяет
осуждать церковь за лихоимство, он хотел воздействовать на нее своим кротким
примером.
Движение все разрастается, на проповеди собираются сотни и тысячи
людей. Церковь не
на шутку обеспокоена. Франциск понимает, что надо
как-то официально
оформить свое братство, иначе ему грозит быть
еретиком. И в 1209 году он отправляется в Рим.
Это было
небезопасное путешествие. Папа Римский огнем и мечом истреблял еретиков.
Спасание Франциска было в тому, что он был практически необразованном, в
теоретические и схоластические споры не встревал, его, быть может, встречали
как блаженного или юродивого, церковь косилась, но терпела, ибо он никогда не
хулил церковников. Вид Франциска ошеломил Римского Папу, и тот за неряшливость
отправил Франциска к свиньям, повалятся с ними. Весь в свином помете, Франциск
вновь предстает перед могущественным церковным Иерархом:
- Я исполнил твое приказание, выслушай и ты мою просьбу Конечно,
церковная элита была в шоке. Совещались, шушукались, но крамольного за
Франциском ничего не обнаружили, а даже наоборот, трезво помыслив, пришли к
выводу, что надо использовать взрыв религиозного энтузиазма, сопровождающий
этого нищенствующего монаха, но благо церкви, и Франциску было дано высочайшее
разрешение продолжать свою деятельность во благо церкви.
С утроенной энергией Франциск продолжает работать на духовном поприще. И
творит свое дело радостно. Он против чрезмерного аскетизма, против истязания
плоти. Один брат совсем довел себя до предельного истощения. Франциск разделил
с ним трапезу и сказал:
- Остерегаться надо
только излишества.
Изо дня в день
Франциск идет к людям, беседует, и слова его зажигали ответный огонь, ведь они
шли от самого его сердца. Все больше приходило к нему учеников. Но ленивых
Франциск не терпел, его ученики трудом зарабатывали себе на пропитание. Лишь
только в случае острой нужды собирали милостыню. Но строго устава в постоянно пополняемой
и весьма подвижной общине Франциска не было.
Каждый в личной жизни был свободен, не было даже обязательных молитв.
Устав появился уже значительно позже.
Никто и никогда не видел Франциска на людях с мрачным лицом, он всегда
был радостен, воодушевлен. И гармоничное высокое состояние души оздоровляющее
действовала на мл окружающих. Для него главным была суть, любовь, он жил в мире
любви. И особенно он был нежен с теми, кто нуждался в сострадании, в утешении -
преступниками и грешниками. И случалось, что разбойники бросали свое опасное
ремесло и вступали в общину Франциска. Огромные толпы стекались посмотреть на
Франциска, послушать его страстные проповеди. Дети приходили с зелеными
ветвями, взрослые несли какие-то хоругви. Франциск говорил людям о любви, о
сострадании, указывал, сколько зла приносит богатство, ведь именно оно
заставляет враждовать людей между собой, потому надо отрекаться от
собственности, ибо все в этом мире принадлежит Господу Богу-Творцу.
"Счастье состоит в том, чтобы выносит терпеливо все страдания и
невзгоды", - говорил Франциск.
Однажды к общинникам обратился за помощью бедняк. Дать ему было
решительно нечего. И тогда Франциск совершил, на взгляд ортодоксальных
чиновников от церкви кощунственный поступок: отдает единственную Библию этому
бедняку, чтобы тот продал ее и на вырученные деньги как-то мог продолжать свое
существование. В ответ на ропот общинников, лишившихся единственной книги, он
сказал:
- Господу более угодно, чтобы мы утолили его нужду, чем читали Библию в
храме. Можно и без молитвенника восхвалят Бога.
Франциск создает женскую общину, которую возглавляет подвижника Клара.
Создается и "Орден кающихся мирян"- тех людей, которые в силу разных
обстоятельств не могли покинуть свои семьи, свое имущество, но в то же время тянулись
к истинному служению.
Движение все разрасталось и разрасталось, захватывая сотни и тысячи
людей. На собрания приходило до 5 тысяч человек. Принимать такой толпой
какие-то решения было трудно, поэтому потом пришлось ограничиться делегатами,
которые собирались дважды в год.
Франциск просил
приходящих:
- Главное, вы
должны носить мир в своих сердцах и никогда не вызывать никаких раздоров и не
служить поводом к каким-нибудь скандалам или неприятностям". Наша жизнь
должна быть такова, чтобы каждый, видя нас и слушая нас, чувствовал потребность
восхвалять Господа".
Франциску с каждым годом приходиться все труднее управлять все
разрастающимся движением, Уходит первоначальная чистота. Появляются какие-то
привилегии, все больше признаков сближения с официальными церковникам. Франциск
подавлен искажениями его идеала, самый грубый плотский дух вторгается в его
учреждение и теснит и теснит все искреннее, простое. Образ нищенствующего
бескорыстного монаха умирает, на смену ему вторгается разрушительных дух властолюбия,
сребролюбия, забота о мирских интересах, высокомерие и гордость. Уже
постаревший Франциск с болью подсказывает, что настанет время, когда членам
общества будет стыдно появляться на люди, так низко упадет нравственность
нищенствующего ордена, что они будут стремиться устраивать свою земную судьбу
Ценой тяжких страданий, побед и поражений накапливался суровый опыт
религиозной практики. Как и раньше, как и позже, жизнь Франциска Ассизского
показала, что толпы еще далеко не признак истинности, что если религиозная идея
на овладела всем существом человека, то при первых трудностях он отойдет,
слушать, возможно, он и станет подвижников, но работать будет на свое земное
благополучие. Только единицы способны вырваться из пут духовного
потребительства.
Гордо молится Франциск, так что над его обителью по ночам виден свет.
Очевидцы также рассказывали, что во время молитвенных бдений святой подвижник
даже поднимался в религиозном экстазе под самый потолок своей обители.
Совершенствуются личностные качества, умножаются психические способности.
Франциск живет в нерасторжимом единстве с Природой, он понимает голоса птиц и
животных. Так он приручил самого дикого волка округи.
Совершенно необычны были методы работы Франциска с людьми. Так,
например, легенда рассказывает, как однажды Франциск вышел с одним молодым
монахом для проповеди в народ. Целый день ходили они среди людей, но монах все
никак не мог дождаться, когда же Франциск обратится к людям. Наконец, он не
вытерпел и спросил святого об этом. Тот улыбнулся и ответил: "А разве вы
не этим занимались целый день? Люди видели двух мирно беседующих монахов и сами
преисполнялись мира". Франциск или знал, или догадывался о том
благотворном влиянии, которое мог оказать на целую округу даже один подвижник.
Под конец земной жизни на теле Франциска появились кровавые раны -
стигматы. Он был увенчан ими за неотступную веру и преданность Христу. Он
прошел Путем Христа и как истинный и искренний последователь Христа путь его
был неповторим: КАК СОЛНЦА ЛУЧ ДИВНО ПРОЛЕТЕЛ ОН НАД ЗЕМЛЕЙ, вдохнув в людей
радость истинной веры Христовой, радость служения. И люди совершенно правильно
восприняли явление Франциска - Как Милость Божию, как Спасительную Надежду. И
потому они поспешили к ложу умирающего Франциска и буквально на куски растащили
его одежду, его вещи, чтобы только оставить вещественную память о нем.
А умирающий, так светло и радостно проживший земную жизнь, просит
окружающих петь гимны. И так в октябре 1226 года в тихом мякотном свете
осеннего солнца душа великого подвижника духа отошла к Тому, о Ком он горячо
молился и кому служил всеми своими помыслами и делами - Иисусу Христу.
На данной странице размещен (цитирован) материал с замечательного сайта http://books.mystic-world.net/
Спасибо!