Адвайта Лайя Йога Занятия по Йоге

П О К Л О Н Е Н И Е   Д Х А Р М А К А Я

Непостижимой сущности высшего : сияющему миру НИРВАНЫ.

П О К Л О Н Е Н И Е  С А М Б Х О Г А К А Я

Безграничной возможности Высшего принципа :

Блаженному состоянию БУДДЫ ,

непроявленному и пребывающему в совершенном спокойствии.

П О К Л О Н Е Н И Е  Н И Р М А Н А К А Я

Истинно просветленному БУДДЕ

в его многочисленных воплощениях :

Шакьямуни Будде ,

истинно просветленному Иисусу Назаретянину

и святому Франциску Ассизкому ,

всем Бодхисатвам , Святым ,

мудрецам прошлого , настоящего и будущего ,

грядущему Будде Майтрее.

И З  С В Я Щ Е Н Н О Г О  П И С А Н И Я  Б У Д Д И Й С К О Г О .

/ Журнал " Наука и религия " , 1992 г. /

- 1 -

ВВЕДЕНИЕ .

1. Так я слышал. Однажды Господь Будда , проходя по стране Шравасти, остановился в роще Джетавана , которую Анатханиньдада отвел общине , и собрались к нему 1250 мудрых Бхикшу . Когда приблизился час утренней трапезы , Господь Будда и его последователи одели уличные одеяния и , взяв свои чаши для сбора подаяния , отправились в столицу Шравасти и, проходя от дверей к дверям, молча протягивали чаши . После возвращения в рощу Джетавана они сняли уличное одеяние , омыли ноги свои,совершили утреннюю трапезу и, оставив чаши свои до следующего дня, расположились вокруг Благословенного.

2. Почтенный Субхути поднялся со своего места в середине собрания,по­правил свое одеяние так , чтобы было открыто правое плечо , преклонил правое колено, почтительно сложил ладони и обратился к Будде :

- Татхагата , Достопочтенный во всех мирах наш возлюбленный Господь! Снизойди милостью своей к нам и дай нам  благое  наставление.

Господь Будда отвечал Субхути , сказав   :

- Воистину снизойду заботой к каждому бодхисаттве-махасаттве и дам им благое наставление.

Субхути вопрошал :

- Достопочтенный , мы безмерно рады услышать твое благонаставление . Расскажи нам,в чем мы должны наставлять благочестивых мужчин и женщин, которые приходят к нам , вопрошая о пути к Наивысшей Совершенной Мудрости (Аннутара-Самьяк-Самбодхи). Что отвечать им ? Как успокоить их мечущийся разум и смягчить жажду их мысли ?

Господь Будда отвечал Субхути , сказав:

- О добре ты просишь , Субхути . Слушай же внимательно . Я отвечу на твой вопрос так , чтобы вся община поняла . Если благочестивые мужчины и женщины приходят к вам , вопрошая о пути к Наивысшей Совершенной Мудрости , то им нужно только следовать тому , в чем я собираюсь вас наставить и очень скоро они смягчат жажду мысли и достигнут спокой-

ствия ума .

- 2 -

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ .

3. После этого Господь Будда обратился  к  общине :

- Каждый в мире , начиная с высочайших бодхисаттв - махасаттв , должен следовать тому , чему я вас учу , так как это Учение принесет освобождение каждому и приведет его к совершеннейшей Нирване ,будь то рожденный из яйца, или зачатый в материнской утробе , или развившийся из икры, или создаваемый метаморфозами, обладающий или не обладающий

формой , обладающий  разумом или лишенный разумных способностей  , или

как  свободный , так и не свободный. И хотя формы чувственного бытия ,

перечисленные мною, несметны и даже не имеют границ, все же в действи­тельности не существует чувственного бытия, о котором говорится. И по­чему так, Субхути? Потому что стоит только появиться в уме бодхисаттвы -махасаттвы таким произвольно обусловленным концепциям, как существов­ание собственной личности (самости) или существование других личностей, или бытие жизни , или существование  атмана,как тут же  он  становится недостойным имени Бодхисаттвы-Махасаттвы.

- Более того, Субхути, бодхисаттва - махасаттва, наставляющий других Дхарме, должен прежде всего освободить самого себя от жажды мышления, пробуждаемой прекрасными взглядами , чарующими звуками , сладкими вкусами, ароматами,нежными прикосновениями и соблазнительными мыслями. В своей практике благотворительности он не должен быть подвержен этим соблазнительным проявлениям . Но почему ? Потому что, если он, практи­куя благотворительность,не испытывает влияния этих феноменов, то он достигает непостижимых благодеяний и заслуг.

- Как ты думаешь , Субхути , возможно ли оценить пространства восто­чных небес ?

- Нет, Достопочтенный ! Невозможно измерить размеры восточных небес.

- Субхути, а возможно ли оценить границы пространства северных,южных и западных небес ? Или какой-нибудь из четырех частей Вселенной , или того , что над ней ,или того ,что под ней ?

- Нет, Достопочтенный!

- Субхути , так же невозможно оценить благодеяния и заслуги,приноси­мые бодхисаттвой-махасаттвой, который осуществляет благотворительность, не  испытывая  влияния  этих   произвольно   обусловленных   концепций. Этой истиной должен проникнуться каждый в начале пути .

Господь Будда продолжал :

- Как ты думаешь, Субхути, если бы последователь подарил как милость изобилие семи сокровищ, достаточное , чтобы заполнить три тысячи вели­ких миров , достиг бы он посредством этого значительного благодеяния и заслуги ?

Субхути отвечал :

- Достопочтенный !Такой последователь достиг бы весьма значительного благодеяния.

Господь Будда продолжал :

- Субхути, если бы подобное благодеяние и заслуга имели какую-нибудь реальность,если бы это было нечто иное чем просто выражение, Татхагата не использовал бы слов "благодеяние" и "заслуга". Как ты думаешь , Субхути , весьма ли велико число атомов , что заключены в 3000 великих вселенных ?

- Действительно , очень велико , Благословенный   Господь!

- Субхути , когда Татхагата говорит "атомы" , это не значит , что он подразумевает какую-либо определенную или произвольную концепцию , ибо он использует эти слова как речевой образ.То же относится и к словам "великие вселенные" : он не утверждает какую-либо определенную и про­извольную идею , Татхагата использует слова просто как слова.

- 3 -

- Субхути , если благочестивый последователь , будь то мужчина или женщина , ради благотворительности жертвовал жизнью своею из поколения в поколение столько же раз , сколько песчинок в 3000 великих миров , а другой последователь просто изучал и соблюдал только одну строфу из этого Учения , его благодеяния и заслуги были бы несравненно более высокими. Как ты думаешь , Субхути , если бы последователь одарил милосердно изобилием семи сокровищ 3000 великих миров , были бы им приобретены значительные благодеяния и заслуги ?

Субхути отвечал :

- Это были бы значительные благодеяния и заслуги. И почему? Потому , что Господь Будда , ссылаясь на это , как на благодеяния и заслуги , не ссылается на какую-нибудь объективную величину или количество , он только упоминает о них в относительном значении .

Господь Будда продолжал :

- Если бы нашелся иной последователь , который твердо усвоит все это Учение и , соблюдая его , станет проповедовать хотя бы одну строфу из этого Учения другим людям , то его благодеяния и заслуги были бы несравненно более высокими. И почему ? Потому , что благодаря этим наставлениям была достигнута Наивысшая Совершенная Мудрость всех Будд и их Учение основано на этом священном писании.Но, Субхути , коль скоро я говорю о Буддах и их дхармах , я должен напомнить слова о том , что в действительности не существует ни Будды , ни дхармы.

Господь Будда затем продолжал :

- Когда бодхисаттва - махасаттва становится на путь достижения Наивысшей Совершенной Мудрости , он должен отказаться также от всех привязанностей к произвольно обусловленным концепциям . Когда во время размышления он полностью исключает все мысли , связанные с феноменами зрения , слуха , вкуса , запаха , прикосновения , а также все отличительные признаки , связанные с ними , его мышление будет независимым от всех произвольно обусловленных феноменальных концепций. Эти отличительные признаки чувственного мира беспокоят разум и он произвольно следует за ними; а так как мышление нарушается , то это приводит к ошибочному восприятию себя как самости и ее отношений к другим личностям . Вот причина того , почему Татхагата постоянно убеждал бодхисатв не быть подверженными в их практике благотворитель­ности каким-либо произвольно обусловленным концепциям , таким , как зрение , слух и т.п. Бодхисаттва-махасаттва должен также , одаривая милостью, не быть подверженным предвзятым мыслям как в отношении себя, так и в отношении других или в отношении достижения исключительной пользы чувственного бытия , всегда помня , что как феномены ,так и чувственное бытие следует рассматривать просто как плоды чувств . Но , несмотря на это , Учение Татхагаты полностью истинно , заслуживает

доверия , незыблемо , оно ни нелепо , ни несбыточно . Так  же  истинны

и Учения (Дхармы) Татхагат - их следует считать и реальными и нереаль­ными  ("пустыми").

- Субхути , если бодхисаттва-махасаттва на пути благотворительности хранит в уме своем какую-либо из своих произвольно обусловленных кон­цепций,которая отличает его самость от других,то он уподобляется человеку,блуждающему во тьме и ничего не зрящему.Но если бодхисаттва­махасаттва , практикуя благотворительность , не имеет произвольно обусловленных понятий благодеяния и заслуги,к которым он стремится в подобной практике,то он подобен человеку с мудрым оком , видящем все вещи так же ярко , как в солнечном свете. Если в будущем появятся благочестивые последователи , будь то мужчины или женщины , способные преданно изучать и соблюдать это Учение , их успех и их достижения в неоценимом и беспредельном благодеянии немедленно станут известны и по достоинству оценены трансцендентальным оком Татхагаты .

- 4 -

О С У Щ Е С Т В Л Е Н И Е   С А М О О Т Р Е Ч Е Н И Я .

- Субхути , когда последователь стремиться к совершению различных путей благотворительности , ему также следует практиковать и Шила- Парамиту , или самоотречение, ибо он должен помнить , что нет произво­льного отличия его самости от других, а потому,осуществляя благотво­рительность, он должен одаривать не только реальными дарами , но и самоотреченными дарами благожелательности и сострадания . Даже если некий ученый будет осуществлять такую благотворительность,то он вскоре достигнет Наивысшей Совершенной Мудрости. Субхути , но что я только что подразумевал под доброжелательностью? Татхагата не имел в виду то, что последователь, совершая дар , должен расценивать это как какую­нибудь произвольную мысль о добре,ибо доброта, после всего сказанного­всего лишь слово, а благотворительность должна быть спонтанной и само­отверженной .

Господь  Будда продолжал :

- Субхути , если некий ученик соберет вкупе семь сокровищ в гору столь же высокую как горы Шумеру 3000 великих миров , и одарит ими в благотворительности своей других,его заслуга будет менее значительной, чем заслуга, приобретенная последователем , который просто изучал и соблюдал это Учение и в доброте сердца своего объяснял его суть другим.И позднее такой последователь обретет более высокие благодеяния и заслуги,чем сотня и даже тысяча мириадов иных. И ничто не сравниться с ним.

Господь Будда продолжал:

- Не думай,Субхути,что Татхагата помышляет сам в себе : " Я объясню человеческое бытие".Это была бы нечестивая мысль . И почему ? Потому , что нет в действительности чувственного бытия , о котором упоминает Татхагата. Будь какое-нибудь чувственное бытие,которое обсуждалось бы Татхагатой,это значило бы,что Татхагата хранит в уме своем произвольно обусловленные феноменальные идеи - такие, как самость,индивидуальность других , бытие жизни , атман. Даже когда Татхагата ссылается на самого себя,он и тогда не подразумевает какую-либо из подобных произвольных мыслей.Только земное человеческое бытие представляет самость как суще­ствование индивидуальности.Субхути , выражение "земное бытие", исполь­зуемое Татхагатой, не означает , что в действительности есть какое­нибудь подобное бытие. Это выражение используется как речевой образ.

Господь Будда продолжал :

- Субхути,если некий последователь подарит как милость величие семи сокровищ , достаточных,чтобы заполнить столько миров ,сколько песчинок в Ганге , а другой последователь , воплощая принцип неэгоистичности всего сущего , достигнет совершенного самоотречения , то такой само­отверженный последователь достигнет большего благодеяния и заслуги , чем тот , кто просто осуществляет реальную благотворительность. И почему ? Потому , что бодхисаттва-махасаттва не расценивает свои благодеяния и заслуги как личные достижения.

Субхути вопрошал Господа Будду :

- Что же значат слова : "..бодхисаттва-махасаттва не расценивает свои благодеяния и заслуги как личные достижения" ?

Господь Будда отвечал :

- Эти благодеяния и заслуги никогда не рассматриваются бодхисаттвой­махасаттвой в каком-нибудь алчном духе, потому,что он их и расценивает не как личные достижения,а как общее достояние всех живых существ .

- 5 -

О С У Щ Е С Т В Л Е Н И Е   С М И Р Е Н И Я .

- Как ты думаешь , Субхути , если бы ученик достиг уровня Сротопана ("вступившего в поток") , смог бы он сделать такое произвольное утверждение , как "Я вступил в поток"?

Субхути отвечал :

- Нет , Благословенный ! Ибо хотя этот уровень и обозначает , что он вступил в священный поток,все же, говоря истинно,он никуда не вступал. Так же и в уме своем не мог он позволить возникнуть таким произвольным концепциям,как форма,звук, вкус, запах , прикосновение и отличительные признаки. И потому достижение этого уровня дает ему право называться Сротопана.

- Как ты думаешь , Субхути ? Предположим , что последователь достиг уровня Сакридагамин (" Возвращающийся только один раз "), смог бы он сделать произвольное утверждение : " Я достиг уровня Сакридагамин " ?

- Нет , Благословенный ! Потому , что хотя этот уровень и означает , что ему предстоит перерождение , но только один раз , все же говоря истинно , не будет перерождений ни в этом мире , ни в других мирах . А так как он знает это, он и называется Сакридагамин.

- Как ты думаешь , Субхути , если бы последователь достиг уровня Анагамин ("никогда не возвращающийся"),мог бы он в уме своем выразить такую произвольную мысль : " Я достиг уровня Анагамин" ?

- Нет , Благословенный ! Потому что , хотя достижение Анагамин и означает , что он никогда не вернется , все же , истинно говоря , нет никакого возвращения, поэтому тот , кто достиг этого уровня , никогда не имеет такой произвольной мысли и поэтому он достоин быть названным Анагамин .

- Как ты думаешь , Субхути , если последователь достиг уровня Архат ("Полностью просветленный") , мог бы он лелеять такую произволь­ную мысль : " Я стал Архатом" ?

- Нет , Благословенный ! Ибо , говоря истинно, нет такого состояния, как Архат . И стоило бы последователю , достигшему такого уровня просветления, взлелеять в уме своем такую произвольную мысль , как он вскоре уловил бы в разуме своем и такие идеи , как самость , индивидуальность других ,чувственный мир , атман .

- О, Благословенный Господь ! Ты говорил, что Субхути достиг Самадхи

- "Неутверждения" , т.е. достиг вершины человеческих возможностей и поэтому является Архатом . Но если бы я лелеял в уме своем мысль : "Я - Архат,свободный от всех желаний",- мой Господь не мог бы заявить, что Субхути удовлетворен самим собой в достижении безмолвия и безмятежности. Но, говоря истинно, у меня не возникало подобной мысли, поэтому мой Господь может поистине утверждать : " Субхути удовлетворен самим собой в достижении безмолвия и безмятежности".

- Как ты думаешь , Субхути , когда Татхагата в предыдущей жизни был у ног Дипанкара Будды , получил ли он какое-нибудь определенное Учение или достиг ли какого-нибудь определенного ученичества, благодаря кото­рому позднее стал Буддой ?

- Нет Благословенный ! Когда Татхагата был последователем Дипанкара Будды , говоря по истине , он не получал определенного Учения и не достигал какого-нибудь определенного превосходства .

- Как ты думаешь, Субхути , Понимает бодхисаттва-махасатва состояние Будды  к  которому  он  стремится ?

- Нет , Благословенный ! И почему ? Потому, что высказывание Господа "описание состояния Будды" внутренне противоречиво , ибо состояние Будды им описанное , не может быть более состоянием Будды . Поэтому выражение "описание состояния Будды" - просто условное понятие .

- 6 -

Господь Будда продолжал :

- Но для этого , Субхути , разум всех бодхисаттв должен быть очищен от всех концепций , которые имеют отношение к зрению , слуху , вкусу, обоянию, прикосновению и отличительным признакам . Бодхисаттвы должны использовать способность разума действовать спонтанно и естественно , но одновременно независимо от предвзятого мнения, являющегося результатом этих чувств.

- Субхути , предположим ,что будет человек , чье тело так же велико, как гора Шумеру. Как ты думаешь, Субхути , будет ли его тело великим ?

- Чрезвычайно великим , Благословенный ! И по какой причине? Потому, что Господь Будда не ограничивает выражение "величие человеческого тела" какой-либо произвольной концепцией , а следовательно , оно справедливо может быть названо великим .

- Субхути,как сказано ранее, в парамите смирения Татхагата не хранит в уме своем каких-либо произвольно обусловленных феноменальных концепций смирения . Он только ссылается на них . И почему ? Потому, что когда в одной из предыдущих жизней принц Килики разрывал плоть моего тела на куски даже и тогда я был свободен от какой-либо мысли, как моя самость , индивидуальность других , бытие жизни , атман . Ибо если бы во время моих страданий у меня возникла какая-нибудь из этих произвольных мыслей , то я неминуемо впал бы в грех нетерпения, ненависти .

Кроме того , Субхути , я помню , что в течении предыдущих 500 жизней я использовал каждую из них для воплощения смирения и покорно смотрел на жизнь свою, ибо это и есть святое бытие , несмотря на смиренное страдание.Уже тогда мой разум был свободен от каких-либо произвольно обусловленных феноменальных концепций , таких как самость , индиви­дуальность других , бытие жизни , атман .

Благословенный продолжал :

- Субхути, если бы нашелся среди преданных последователей некто, чья карма еще не созрела , и кто должен еще нести естественное бремя и возмездие грехов, совершенных в какой-либо из предыдущих жизней , кто из-за прежних грехов должен опуститься на более низкий уровень суще­ствования ? Если бы он ревностно и преданно изучал и соблюдал это Учение , хотя и был бы презираем и гоним людьми , его карма немедленно созрела бы и он тут же достиг бы Наивысшей Совершенной Мудрости .

Субхути, я напомню,что очень давно, бесчисленное количество кальп до прихода Дипанкара Будды , я почитал, служил жертвоприношениями и полу­чал духовное наставление и поучения у четырех тысяч восьмисот миллиар­дов Будд, но все же, если в конце этой далеко не последней кальпы мира ученик будет преданно изучать и воплощать на практике наставления этого Учения ,благодеяния , совершенные им , значительно превысят то, что было достигнуто мною , когда долгие годы я служил и поучался у этих бесчисленных Будд . Да, это превзойдет мои скромные заслуги в сто тысяч раз и даже больше - в бесчисленное количество раз .

Господь Будда продолжал :

- Субхути , в добавление к тому , что я говорил о неоценимом благо­деянии, которого достигнет убежденный последователь соблюдающий, изучающий и воплощающий заповеди этого Учения в конце этой , далеко не последней кальпы мира . Я должен сказать тебе , что, вероятно, найдутся некоторые ученики , которые , услышав это Учение , смутятся в уме своем и не поверят ему . Субхути , ты должен помнить , что как дхарма этого Учения выходит за пределы человеческой жизни , так же эффект и конечный результат его изучения непроницаем , таинствен, непостижим .

- 7 -

О С У Щ Е С Т В Л Е Н И Е

У С Е Р Д И Я  И  Н А С Т О Й Ч И В О С Т И .

- Как ты думаешь , Субхути ? Если было бы столько Гангов , сколько песчинок в Ганге - было бы число этих рек весьма многочисленно ?

- Действительно бесчисленно , мой Господь !

- Если бы и были эти многочисленные реки , то сколь безмерно было бы число песчинок в них! И все же, Субхути , если бы благочестивые после­дователи , будь то мужчина или женщина , подарили как милость такое количество семи драгоценностей , сколько этих песчинок , было бы это деяние, проистекающее от них , значительным благодеянием ?

- Весьма значительным , о мой Господь !

- Субхути , но если бы некий последователь, изучив и следуя одной строфе этого Учения , объяснил его другим , его благодеяния и заслуги были бы значительно большими. Более того, Субхути, если некий последо­ватель в каком-либо месте будет проповедовать одну строфу из этого Учения , то это место станет священной землей и будет почитаемо и воспето в молитвах даже небожителями , асурами , как если бы это был священный храм . Каким же священным и великим станет то место , где последователь будет наставлять всему этому Учению.

Будь уверен, Субхути , что подобный последователь преуспеет в дости­жении Наивысшей Совершенной Мудрости , а место , где это Учение почи­тается, будет подобно алтарю , поставленному Будде или одному из его последователей .

Господь Будда продолжал :

- Субхути, если бы нашелся некий благочестивый последователь,мужчина или женщина , который в своей усердной практике благотворительности возжелал бы жертвовать своей жизнью утром или днем , или вечером столько же раз ,сколько песчинок в Ганге . Если бы эти жертвы совер­шались на протяжении ста тысяч мириадов кальп, были бы его благодеяния и заслуги великими ?

- Воистину они были великими , Господь Будда !

- Но , Субхути , если бы иной последователь изучил и следовал этому Учению с искренней верой , то его благодеяния и заслуги были бы более великими . А если бы нашелся последователь , не только соблюдающий и изучающий это Учение , но и усердно объясняющий его другим , перепи­сывающий и распространяющий его среди других , его заслуги и благоде­яния были бы еще более великими. Иными словами , Субхути , это Учение облекает последователя неоценимыми безграничными невыразимыми добро­детелями и могуществом . Татхагата разъясняет это Учение только тем последователям , которые убежденно и настойчиво ищут полного осущесc-

твления Наивысшей Совершенной Мудрости и достижения уровня бодхисаттвы

в сострадании , которым характеризуется Махаяна.Как только последова­тели будут способны усердно соблюдать и изучать это Учение , разъясняя его другим и широко распространяя , Татхагата узнает об этом и будет поддерживать их пока они не преуспеют в достижении их неоценимых безграничных прекрасных добродетелей . Эти последователи разделяют с Татхагатой его бремя сострадания и будут вознаграждены Наивысшей Совершенной Мудростью . Но почему, Субхути , этот путь является уделом последователей Махаяны ? Потому, что последователи Хинаяны не способны освободить даже себя от таких произвольно обусловленных феноменальных концепций как собственная самость , индивидуальность других , бытие жизни, атман , а потому не в состоянии преданно и ревностно соблюдать, изучать и разъяснять это Учение окружающим .

Внимай же,Субхути! Где бы это Учение не было соблюдаемо и изучаемо, это место станет священной землей,которой будут поклоняться бесчислен­ные небожители и ангелы . Такие места , сколь бы скромны они не были, будут почитаемы , как известные храмы и пагоды, к которым стекаются бесчисленные пилигримы в почтении и молитвах . Над ними , подобно облакам , будут парить небожители и ангелы и будут осыпать их жертвен­ными цветами .

- 8 -

О С У Щ Е С Т В Л Е Н И Е  С О С Р Е Д О Т О Ч Е Н И Я .

/ Дхиана - парамита /

Затем Субхути вопрошал Господа Будду , сказав :

- Если благочестивый ученик , мужчина или женщина , встав на путь достижения Наивысшей Совершенной Мудрости, обнаружил вдруг,что ум его не спокоен , как ему тогда успокоить свой ум , как ему полностью под­чинить тревожные мысли и мечущиеся чувства ?

Господь Будда отвечал :

- Субхути , любой благочестивый последователь, который начинает практику концентрации своего ума в усилии достижения Наивысшей Совершенной Мудрости , должен лелеять только одну мысль , а именно : " Когда я достигну Наивысшей Совершенной Мудрости, я освобожу в вечном мире Нирваны всех чувствующих существ" . И если эти намерения и клятвы искренни , то чувствующие существа всегда освобождаются. Но, несмотря на это , Субхути , если истина понятна , ясна до конца , ему следует знать, что нет ни одного чувствующего существа, которое когда­либо было освобождено . И почему , Субхути ? Потому , что если бодхи­саттва-махасатва хранит в уме своем какую-либо подобную произвольно обусловленную концепцию как самость , индивидуальность других , бытие жизни , атман , то он не может быть назван бодхисаттвой-махасаттвой . Но что же это значит , Субхути ? Это значит , что нет чувствующих существ, о которых говорится, и нет индивидуальности (самости),которая может начать поиск пути достижения Наивысшей Совершенной Мудрости .

- Как ты думаешь , Субхути ? Когда Татхагата учился у Будды Дипанкара , имел ли он такую произвольно обусловленную концепцию Дхармы , которая служила бы основанием его интуитивных поисков достижения Наивысшей Совершенной Мудрости ?

- Нет,Благословенный! Если я понял сказанное Буддой,то Будда не имел никакой концепции Дхармы  достижения Наивысшей Совершенной Мудрости.

Господь Будда был весьма удовлетворен этим ответом и сказал :

- Ты прав , Субхути . Говоря истинно , нет никакой произвольной концепции Дхармы как таковой . Если бы она была , Дипанкара Будда не предсказал бы , что в одной из будущих жизней я достигну состояния Будды под именем Шакья-Муни . Что же это значит, Субхути ? Это значит, что то, чего я достиг , не есть нечто неограниченное и произвольное, что может быть названо " Наивысшая Совершенная Мудрость " , но это есть состояние Будды , чья сущность идентична с сущностями всех вещей и заключается в том , что она невероятна , уникальна , непостижима . Возможно, Субхути , что существуют последователи , которые утверждают, что у Татхагаты были некоторые концепции Дхармы , служившие основанием его поисков Наивысшей Совершенной Мудрости . Но пусть это будет понятно , Субхути , что Татхагата не имел и мысли о Дхарме , которая бы обосновала его поиск достижения Наивысшей Совершенной Мудрости .

Господь Будда особенно подчеркнул это , сказав :

- Субхути , состояние Будды , к которому стремился Татхагата , одно­временно и та самая Наивысшая Совершенная Мудрость , и не та же . Это просто иной способ выражения того , что феномены всех вещей единой "таковости" и в состоянии Будды и в Аннутара - Самьяк - Самбодхи и что они ни реальны , ни нереальны , но пребывают совместно со всеми феноменами в шунье , безмолвии ,непостижимые и загадочные . Субхути, вот почему я говорю , что Дхарма всех вещей никогда не может быть выражена через какую-либо догматическую феноменальную концепцию , но, тем не менее, может быть универсальной (всеобъемлющей) концепцией .

- 9 -

- Субхути , если бы я говорил о величии человеческого тела, что бы я под этим подразумевал ?

- Благословенный ! Я понял бы ,что Господь Будда не подразумевал под " величием человеческого тела " какую-либо произвольно обусловленную феноменальную идею. Я воспринял бы эти слова только в их условном зна­чении.

- Субхути,как раз точно так же надо понимать бодхисаттву-махасаттву, когда он говорит об освобождении бесчисленных чувствующих существ. Если бы он хранил в уме своем какую-либо произвольно обусловленную идею чувствующего существа или определенного количества , он был бы недостоин имени бодхисаттвы-махасаттвы . И почему , Субхути ? Потому, что он именуется бодхисаттва-махасаттва именно по той причине , что он устранил все подобные произвольно обусловленные концепции . А что справедливо в отношении одной концепции , то справедливо и в отношении всех концепций . Учение Татхагаты совершенно свободно от всех таких произвольно обусловленных концепций как самость, индивидуальность других , бытие жизни, атман .

Дабы сделать этот Учение более доступным , Господь Будда продолжал :

- Если бы бодхисаттва-махасаттва сказал так : "Я опишу состояние Будды" - он был бы недостоин имени бодхисаттвы-махасаттвы . И почему ? Потому , что Татхагата вполне определенно учил, что когда бодхисаттва­махасаттва использует подобные слова , он не должен подразумевать при этом какую-либо произвольно обусловленную концепцию . Он использует подобные выражения только как совокупность слов .

Субхути , только те последователи, чье понимание достаточно глубоко проникло в значение Учения Татхагаты относительно неэгоистичности как вещей , так и живых существ , могут быть названы бодхисаттвами-

махасатвами.

Господь Будда вопрошал Субхути , сказав :

- Как ты думаешь ? Обладает ли Татхагата физическим зрением ?

Субхути отвечал :

- Несомненно, Благословенный Господь,он обладает физическим зрением.

- Обладает ли он оком просветления ?

- Конечно , Татхагата обладает просветленным оком , иначе он не был бы Господом Буддой .

- Обладает ли Татхагата оком трансцендентального интеллекта ?

- Да,Благословенный Господь.Татхагата обладает оком трансценденталь­ного интеллекта .

- Обладает ли Татхагата оком духовной интуиции ?

- Да , Благословенный Господь . Татхагата обладает оком духовной интуиции .

- Обладает ли Татхагата оком любви и сострадания Будды ко всему чувствующему миру ?

Субхути отвечал :

- Благословенный Господь , ты возлюбивший всех чувствующих существ .

- Как ты думаешь, Субхути , когда я ссылался на песчинки реки Ганг , утверждал ли я , что они были действительно частицами песка ?

- Нет , Благословенный Господь , ты говорил о них как о песчинках .

- Субхути, если бы было столько же Гангов,сколько песчинок в Ганге, и если бы было столь же много состояний Будды , сколько песчинок в этих бесчисленных реках , то весьма ли многочисленны были бы эти сос­тояния Будды ?

- Действительно , весьма многочисленны , Господь Будда .

- Внимай же , Субхути . В этих бесчисленных состояниях Будды содер­жатся все формы чувствующих существ со всеми их различными умо­настроениями и концепциями , каждая из которых известна Татхагате , но ни одна из них не содержится в уме Татхагаты как произвольно обусловленная концепция . Они только воображаемы (иллюзорны). Ни одна из этого огромного скопления концепций , с безначальных времен через настоящее время и не имеющее конца будущее , ни одна из них не может быть описана .

- 10 -

Господь Будда продолжал :

- Субхути, если бы некий благочестивый последователь,будь то мужчина или женщина, собрал 3000 великих миров , размолол бы их в неосязаемый порошок и распылил бы его в космосе , - как ты думаешь,Субхути , имела бы эта пыль какое-нибудь индивидуальное существование ?

Субхути  отвечал :

- Да, Благословенный Господь, так как неосязаемая пыль рассеялась бы бесконечно, то можно говорить о ее относительном существовании, но так как Благословенный использовал эти слова , она не существует , так как слова имеют только фигуральное значение . В противном случае эти слова обозначали бы веру в существование материи как независимой и самосуще­ствующей сущности , которой нет .

Более того , когда Татхагата ссылался на 3000 великих миров , он мог сделать это фигурально. И почему? Потому , что если 3000 великих миров действительно существовали , то их единственная реальность заключалась бы в их космическом единстве . И будь то неощутимая пыль или великие миры - это ничего не меняет . Только в значении космического единства самых отдаленных сущностей Татхагата может ссылаться на них .

Господь Будда был весьма удовлетворен ответом и сказал :

- Субхути , хотя человеческое бытие всегда охвачено произвольно обусловленными концепциями материи или великих миров ,эти концепции не для бренного человеческого ума. Даже когда о них упоминают в смысле их космического единства - и тогда это есть нечто непостижимое .

Господь Будда продолжал :

- Если бы наш ученик сказал , что Татхагата в своем Учении постоянно ссылается на самого себя , упоминает о других , говорит о бытие жизни или атмане, - как ты думаешь, Субхути , осознал этот ученик суть того, чему я учил ?

Субхути отвечал :

- Нет , Благословенный Господь ! Этот ученик не понял суть Учения Господа . Так как когда Господь ссылается на эти концепции, он никогда не говорит о их действительном существовании: он только использует эти слова фигурально, как символ . И только в этом значении они могут быть использованы. Будь то концепция или Дхарма - они не более реальны, чем материя или явления .

Затем , дабы это стало более понятно , Господь Будда сказал :

- Субхути , когда ученики становятся на путь поиска постижения Наивысшей Совершенной Мудрости , им следовало бы таким образом видеть, ощущать , изучать , понимать и действовать, что все Дхармы не являются истинными и поэтому они не должны хранить в уме своем какие-либо произвольно обусловленные концепции чего бы то ни было .

Господь Будда продолжал :

- Субхути , если бы некий ученик дарил как милость величие семи драгоценностей , достаточное , чтобы заполнить бесчисленные и безгра­ничные миры , а другой ученик на пути поисков достижения Наивысшей Совершенной Мудрости ревностно и преданно соблюдал бы и изучал даже одну строфу этого Учения и объяснял его окружающим , то накопленные благодеяния и заслуги этого ученика были бы несравненно более великими.

Субхути , возможно ли объяснить это Учение остальным , не храня в уме какой-либо произвольной концепции вещей, явлений или Дхармы? Это может быть достигнуто ,Субхути,только через полную безмятежность разума и самолишенной тождественности . И почему ? Потому , что все рожденные разумом произвольно обусловленные концепции материальных явлений и все обусловленные факторы, и все концепции и идеи подобны сновидениям, призракам , исчезающей росе , вспышкам пламени .

Каждый истинный последователь должен именно так смотреть на все явления и на всю деятельность разума и должен хранить в своем разуме шуньяту (пустоту) , бесчисленность , безличность и безмятежность .

- 11 -

Д О С Т И Ж Е Н И Е                       М У Д Р О С Т И .

/ Праджня - парамита /

- Как ты думаешь, Субхути, достиг ли Татхагата чего-либо , что может быть описано как Наивысшая Совершенная Мудрость ?

Субхути отвечал :

- Если я понимаю Учение Господа Будды , то нет ни такого состояния , как Наивысшая Совершенная Мудрость, ни возможности для Татхагаты учить какой-нибудь определенной Дхарме . Но почему ? Потому, что воспринятое Татхагатой по сути своей непостижимо и загадочно . Все это является ни феноменами,ни номенами. Что же под этим подразумевается? Это означает, что Будды и Бодхисаттвы достигли просветления не через какое-то опре­деленное Учение, а через интуитивное познание , которое индивидуально, спонтанно и естественно .

Затем Господь Будда вопрошал Субхути :

- Как ты думаешь , Субхути ? Возможно ли узнать Татхагату по 32 признакам превосходства ?

Субхути отвечал :

- Да , Благословенный Господь , Татхагата может быть так узнан .

- Субхути, если бы это было так , то и Чакраварти , легендарный царь мира , который тоже обладал 32 отличительными признаками , мог быть признан Татхагатой .

Тогда Субхути , осознав свою ошибку , сказал :

- Теперь я понял , Татхагата не может быть признан только по его 32 признакам превосходства.

Господь Будда сказал далее :

- Если найдется некто , выглядящий ,как изображение или подобие Татхагаты и предложит поклоняться и молится ему, то должно считать его еретиком , не знающим истинного Татхагату .

- Как ты думаешь, Субхути? А возможно ли увидеть Татхагату, явленным в его физическом облике ?

- Нет, Благословенный! Невозможно даже и увидеть Татхагату, явленным в его физическом облике. И почему? Потому, что феномен его физического облика не то же самое , что сущность Татхагаты .

- Ты прав, Субхути, физический облик - полностью иллюзия . Но это не так, пока ученик не поймет, что он может осознать истинного Татхагату. Как  ты  думаешь , Субхути ?  Способен  ли  ученик  определить личность Татхагаты по его 32 отличительным признакам физического превосходства?

- Нет , Благословенный ! Мы не можем уловить удивительную личность Татхагаты по 32 отличительным признакам . И почему ? Потому , что то , что Татхагата выразил как "32 признака физического превосходства" , не выражает каких-либо определенных или произвольных утверждений относительно качеств Будды . Эти слова используются только фигурально.

Господь Будда сказал :

- Субхути, если бы некий ученик сказал, что Татхагата сейчас придет, или сейчас уйдет, или сейчас сядет , или сейчас возляжет , это значило бы, что он не принял принципов моего Учения . И почему ? Потому , что, хотя слова , относящиеся к Татхагате , и означают " тот , кто таким образом пришел " и " тот , кто таким образом ушел " , все же истинный Татхагата никогда ниоткуда не приходит и никогда никуда не уходит. Имя Татхагата - просто слово .

Вновь вопрошал Господь Будда Субхути :

- Может ли быть Татхагата полностью познан через какую-нибудь манифестацию в форму (будь то тело или идея) ?

- Нет, Благословенный, Татхагата не может быть полностью познан даже через его трансцендентальные преобразования. И почему ? Потому, что то, на что Татхагата только ссылается как на "трансцендентальные преобразо­вания" - просто  фигуральное  выражение  .  Даже наивысшие бодхисаттвы­махасаттвы  не способны полностью осознать  даже  интуитивно  то ,  что по  сути своей непостижимо .

- 12 -

Господь Будда продолжал :

- Субхути , но не думай , что когда Татхагата достиг Наивысшей Совершенной Мудрости , это не было обусловлено у него 32 признаками физического превосходства . Не думай так. Ибо стоит тебе так подумать, встав на путь достижения Наивысшей Совершенной Мудрости , и ты решишь, что все совокупности явлений и все феноменальные концепции должны быть пресечены и отброшены . Не думай так . И почему ? Потому , что когда ученик становится на путь достижения Наивысшей Совершенной Мудрости, ему не следует ни быть подверженным таким произвольным фено­менальным концепциям , ни отвергать их .

Господь  Будда далее  предостерег  Субхути :

- Субхути,не думай,что Татхагата когда-либо предполагал в уме своем: " Мне следовало бы создать систему наставлений для разъяснения Дхармы ". Ты никогда не должен лелеять такую недостойную мысль . И почему ? Потому ,что тогда не поймешь Учения Татхагаты и вдобавок опорочишь его . Кроме того , то , о чем упоминалось в Учении как о "системе Учения", не имеет смысла, ибо истина не может быть расчленена на части или связана в систему . Слова могут быть использованы только в фигуральном смысле .

Затем почтенный Субхути, опираясь на свой просветленный трансценден­тальный интеллект , обратился к Господу  Будде , сказав :

- Благословенный Господь , в грядущие времена , когда какие-либо чувствующие существа будут осчастливлены возможностью услышать это Учение , пробудится ли в их уме неотъемлемые элементы веры ?

Господь  Будда  сказал  :

- Субхути , почему же ты сохранил в разуме такие произвольно обусловленные концепции ? Нет ни таких явлений , как чувствующие существа , ни каких-либо нечувствующих существ . И почему , Субхути ? Потому , что то , что мы понимаем как чувствующие существа , на самом деле нереально и не существует . Когда Татхагата использовал такие слова в его Учении , он использовал их только как символ , поэтому твой вопрос неуместен .

Субхути вновь вопрошал :

- Благословенный Господь ! Когда ты достиг Наивысшей Совершенной Мудрости, почувствовал ли ты в уме своем, что шуньята была достигнута?

Господь  Будда отвечал :

- Истинно так , Субхути . Когда я достиг Наивысшей Совершенной Мудрости, я (почувствовал) не почувствовал, что ум мой был подвластен даже весьма незначительной какой-нибудь произвольной концепции Дхармы. Ибо даже слова " Наивысшая Совершенная Мудрость " являются просто словами .

- Более того , Субхути , то , чего я достиг , обретя Наивысшую Совершенную Мудрость , является тем же самим , чего достигли и все другие. Это есть неразличимое , это ничто не считается ни высокой ступенью,ни низкой. Оно совершенно не зависит от каких-либо определен­ных или произвольно обусловленных концепций индивидуальной самости , других личностей , бытия жизни или атмана .

- 13 -

З А К Л Ю Ч Е Н И Е  .

Субхути смиренно вопрошал Господа Будду :

- Благословенный , в дни грядущие , когда ученик услышит это Учение или часть его , будь то параграф или строфа , пробудит ли в уме его истинную веру ?

- Не сомневайся в этом , Субхути , В отдаленную эпоху, как раз через пятьсот лет после Нирваны Татхагаты , появятся те , кто , осуществляя благотворительность и сохраняя заповедь, уверуют в строки этого Учения и пробудят в разуме своем истинную веру .

Тебе следовало бы знать , к тому же , что в древние времена такие же последователи уже посадили саженцы добродетели , и не только перед святыней одного Будды или двух , или пяти , но перед святынями сотен тысяч миллиардов Будд , поэтому , когда будут услышаны слова этого Учения , они немедленно пробудят в разуме слушающих чистую истинную веру .

Субхути, Татхагата уверен, что все чувствующие существа,пробужденные верой в слова Учения, накопят неоценимые благодеяния и заслуги . Как я мыслю это ? Прежде всего все чувствующие существа должны будут отбросить такие феноменальные произвольно обусловленные концепции, как самость, индивидуальность других , бытие жизни и атман . Если бы они этого не сделали , то их разум неизбежно был бы захвачен такими концепциями и , следовательно, они не были бы способны ни практиковать благотворительность , ни соблюдать наставления . Более того , эти чувствующие существа должны будут отбросить все произвольные идеи, связанные с концепциями личной самости , с индивидуальностью других , бытием жизни и атманом , ибо если бы они не сделали этого , то их разум неизбежно был бы в плену этих относительных идей . Далее, эти чувствующие существа к тому же должны будут уничтожить все произволь­ные идеи , связанные с концепцией несуществования индивидуальной самости , иных индивидуальностей , бытия жизни , атмана. Если бы они не сделали этого ,то их разум был бы по-прежнему охвачен этими идеями. Следовательно , каждый ученик должен отбросить не только концепции индивидуальной самости , иных самостей , бытия жизни и атмана , но должен отбросить также и все мысли о таких концепциях , и хотя Татхагата в его Учении постоянно пользуется концепциями и мыслями о них, последователи должны всегда хранить в уме своем сознание нереаль­ности всех таких концепций и идей . Им следует помнить , что Татхагата употреблял эти выражения для объяснения Дхармы , всегда используя подобно плоту , которым пользуются только для того , чтобы перепра­виться через реку . Когда же река пересечена и более нет необходимости в переправе , плот следует покинуть. Подобно этому , все произвольные концепции вещей и мысли о них должны быть отброшены , когда достигнуто просветление . Но более того , должны быть отброшены концепции несу­ществования вещей и всего несуществующего .

Когда же Субхути внимательно вслушался в слова Будды и суть Священного Наставления проникла в глубины его сознания , он оконча­тельно убедился , что это и есть истинный Путь к Просветлению . Слезы полились из глаз его , как только он осознал это. И сказал он :

- Благословенный Господь ! Никогда ранее я не представлял себе всей глубины Учения. Ты открыл глаза мои на его Трансцендентальную Мудрость.

- Благословенный во всех мирах ! То , что было изучено нами относи­тельно истинного значения феноменов , не содержит ни произвольного , ни ограниченного знания . Учение , как ты говоришь , это плот , который доставит нас на другой берег .

- 14 -

- Благословенный Господь ! Сейчас , когда у меня есть возможность внимать этому Учению , для меня не составляет трудности сосредоточить свой ум на нем и ясно осознать его значение . Учение это пробудило в разуме моем истинную веру .

- В будущие времена, по прошествии пяти веков, если найдутся те, кто будет готов услышать Учение , готов достигнуть просветления, способен сконцентрировать свой ум на нем , способен ясно осознать его и проникнуться истинной верой в него, то такие ученики станут удивитель­ными,выдающимися последователями. И если появятся такие последователи, то причиной их истинной веры будет то , что они прекратили лелеять какие-либо произвольно обусловленные концепции , такие как личная самость ,индивидуальность других , бытие жизни , атман . И почему ? Потому, что если ученик сохранит в разуме своем какую-либо произвольно обусловленную концепцию, такую , как личная самость , он будет лелеять нечто , чего не существует. То же самое в отношении всех произвольных концепций относительно иных самостей, бытия жизни , атмана . Все это - выражения вещей , которые не существуют. Если же ученик будет способен отбросить все произвольно обусловленные концепции феноменов или о феноменах - он немедленно станет Буддой .

Господь Будда был весьма удовлетворен этим ответом , сказав :

- Воистину справедливо, если ученик, услышав это Учение,не будет при этом ни удивлен , ни испуган , тебе следует знать , что он заслуживает уважения как истинно удивительный последователь .

Субхути обратился к Достопочтенному :

- Как же называть это наставление , чтобы оно было понятным , почиталось и изучалось ?

- Это наставление должно быть известно как Ваджраччхедика - праджня - парамита . Под этим названием оно будет почитаться , и ему будут следовать.Что подразумевается под этим названием ? Это значит, что когда Господь Будда назвал его Праджняпарамита, он не подразумевал какую-либо произвольную концепцию . И поэтому он так назвал его . Это то Учение, которое твердо и отточено, подобно бриллианту , который отбросит все произвольные концепции и приведет к другому берегу - просветлению .

- Как ты думаешь , Субхути ? Было ли дано Татхагатой какое-либо наставление в этом Учении ?

- Нет , Благословенный Господь ! Татхагата не давал нам какого-либо определенного наставления в этом Учении .

Когда Господь Будда закончил наставление , записанное в Этом Священном Писании , почтенный Субхути вместе со всеми собравшимися бхикшу , бхикшуни и последователями , как мужчинами , так и женщинами, и со всеми небожителями и асурами велико возрадовались и искренне уверовали в Учение , восприняли его , преданно следовали ему и усердно воплощали его заповеди.

 

На данной странице размещен (цитирован) материал с замечательного сайта http://books.mystic-world.net/

Спасибо!

 

Адвайта Лайя Йога Занятия по Йоге

 

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz