Адвайта Лайя Йога Занятия по Йоге

УЧЕНИЕ  К У Н  Ц З Ы.

( КОНФУЦИАНСТВО )

Почти одновременно с философскими книгами Лао Цзы и его учеников появилась в Китае и другая группа философских сочинений, восходящих к родоначальнику другой господствующей религии Китая - Кун Цзы, или Кон­фуцию. Философия Конфуция и школа, ведущая от него свое происхождение, коренным образом отличаются от философской системы Лао Цзы.

Классические  конфуцианские  книги  распадаются  на                                             "Пятикнижие"

("У-цзин") и "Четверокнижие" ("Сы-шу"). Эти книги далеко не все  могут

считаться религиозными. Некоторые из них к религии не  имеют  никакого

отношения.

Классическое "Пятикнижие" - еще и сейчас основной канон конфуциан­ской религии - состоит из следующих сочинений: древнейшая книга - "И-цзин" ("Книга перемен") - сборник магических формул, заклинаний; "Шу-цзин" ("Древняя история") - история легендарных императоров; "Ши-цзин" ("Книга песнопений") - сборник древней поэзии, отчасти кос­мологического и мифологического содержания (в последней из четырех частей сборника "Ши-цзин" есть и чисто религиозные песни или гимны, исполнявшиеся в связи с религиозными обрядами и жертвоприношениями); "Ли-цзи" ("Книга церемоний") - описание многочисленных церемоний, об­рядов, далеко не все из которых имеют религиозное значение; последняя книга, "Чун-цю" ("Книга весны и осени"), - это хроника одного из ки­тайских княжеств, очень краткая, никаких религиозных элементов не зак­лючающая.

"Сы-шу" ("Четверокнижие") состоит из следующих книг: "Дао-сюе" (Ве­ликое учение") - учение о самоусовершенствовании человека, изложенное по Конфуцию одним из его учеников; "Чжун-юн" ("Книга о середине") - учение о необходимости соблюдать во всем гармонию и не вдаваться в крайности; "Лун-юй" - книга изречений и афоризмов Конфуция и его уче­ников; "Мэн Цзы" - учение философа Мэн Цзы, самого выдающегося из поз­днейших учеников Конфуция.

В чем сущность конфуцианских сочинений? Основное содержание учения Конфуция - это учение о правилах поведения, о правильной жизни. Это система политической и частной этики. Конфуций основное внимание нап­равлял на практическую сторону учения. (В отличие от некоторых других легендарных основателей религий, Конфуций является вполне историчес­кой личностью; биография его довольно хорошо известна; он был видным сановником в княжестве Лу (годы жизни, согласно традиции, 551-479 до н. э.). Однако, не все, что приписывается Конфуцию, было написано в действительности им, и из того, что было им написано, далеко не все дошло до нас в первоначальной редакции, но характер этого философа от­разился достаточно отчетливо в книгах.) Это система чисто практичес­ких норм поведения. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государственной службы, так же как и о пра­вильном порядке в семейном быту.

Конфуцианство сложилось начиная с Ханьской эпохи (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.).

По содержанию своему конфуцианский культ представляет собой прос­тое узаконение традиционных, сложившихся в Китае с древности, семейно­родовых обрядов. Конфуций не учил ничему новому; он сам настойчиво повторял, что не излагает никакого нового учения, а требует только строгого соблюдения древних законов и установлений. Важнейшим из них был культ предков, который и стал основным содержанием конфуцианского культа.

По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность челове­ка - это сыновняя почтительность (сяо) и почитание предков. В одном из конфуцианских сочинений говорится: "Всегда выражать полное уважение к родителям; доставлять им пищу самую любимую; скорбеть, когда они больны; до глубины души сокрушаться при их кончине; приносить им, усопшим, жертвы с (религиозной) торжественностью, - вот пять обязан­ностей сыновнего благочестия". Итак, главным объектом конфуцианского культа были духи предков. Но замечательно, что Конфуций требовал, что­бы совершались обряды и приносились жертвы в честь предков не ради са­мих духов, не ради того, чтобы удовлетворить их потребности или снис­кать их милость, а исключительно потому, что обряды эти были установ­лены с давних времен. Сами по себе духи не интересовали Конфуция. Отношение к ним в конфуцианской религии чисто формальное.

Интересно, что на вопрос о том, что такое знание, Конфуций ответил: "Употреблять все свои силы к исполнению того, что справедливо и при­лично человеку; чтить духов и гениев и держаться в почтительном от них отдалении - вот что называется знанием". На вопрос одного из своих учеников, сознают ли умершие, что им приносят жертвы и поклоняются, Конфуций ответил: "Если я скажу, что сознают, то можно бояться, что те, которые исполнены сыновнего благочестия, пренебрегут всеми земны­ми интересами, чтобы служить усопшим родителям так же, как служили жи­вым; если я скажу, что не сознают, то можно опасаться, что дети будут оставлять умерших родителей без погребения. Для тебя не представляет­ся необходимости в непременном решении вопроса, а придет время - сам все узнаешь".

Главным правилом жизни, опорой всего существующего строя конфуциан­ская философия и религия считают строгое соблюдение обрядов (ли). "Если не соблюдать издревле установленных обрядов, - говорил Конфуций,

- или, тем более, отменить их, то все перемешается и возникнут нес­троения. Уничтожьте брачные обряды - не будет супругов (в истинном значении этого слова) и разовьется разврат со всеми его преступления­ми... уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений - дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут; унич­тожьте обряд пин-цзинь - исчезнет различие между государем и чиновни­ками, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и насилия". "Управлять государством без соблюдения ли, - говорится в "Ли-цзи" (древнекитайском трактате о правилах поведения), - это все равно что слепому быть без проводника; все равно что искать чего-либо без свечи в темной комнате. Ли составляют необходимое условие народно­го существования. Нет ли, то нельзя правильно служить духам земли и неба; нет ли, то нельзя разграничить государя от чиновников, высших от низших (по общественному положению), старших от младших (по возрасту)..."

Учение Конфуция служило этической стороной всякого школьного обра­зования в средневековом Китае на протяжении столетий. Конфуцианство привнесло в сознание народов Дальнего Востока незыблемые нравственные нормы, по силе воздействия на массовое сознание равные библейским де­сяти заповедям. Это прежде всего "пять постоянств", или пять доброде­телей: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость. К ним следует добавить так называемые "пять связей":

1) государя и подданного, господина и слуги. Эти отношения счита­лись важнейшими в обществе и доминировали над всеми остальными. Безус­ловная преданностьи верность господину была основой характера "благо­родного мужа" в конфуцианском понимании;

2) родителей и детей. В этих отношениях подчеркивались непререкае­мые права родителей, в первую очередь отца, и священная обязанность детей проявлять сыновнюю почтительность;

3) мужа и жены. Здесь права мужа были безграничны, а обязанности жены сводились к беспрекословной покорности, образцовому поведению и ведению хозяйства;

4) старшего и младшего. Обязательным считалось не только уважение к старшему по возрасту, но и к старшему по положению, чину, званию, мас­терству;

5) между друзьями. Отношения между друзьями должны были носить ха­рактер искренней и бескорыстной взаимопомощи.

К сожалению, наиболее гуманные конфуцианские заповеди, адресован­ные "благородным мужам", соблюдались нерегулярно, однако именно они служили базой нравственного воспитания личности. Положительный герой конфуцианства так же "совершенно мудр", как и его даосский аналог, но воплощает он не тип святого отшельника-аскета, а тип благородного му­жа, ученого, чиновника, государственного деятеля, который объединяет в себе "пять добродетелей", скромен и умерен во всем.

Конфуцианство предъявляло суровые требования к личности в морально­этическом плане, настаивая на непрерывном духовном и нравственном со­вершенствовании: "Благородный муж стремится вверх, низкий человек дви­жется вниз".

Конфуцианские правила лояльности и послушания старшим предписывали ученикам свято следовать наставлениям Учителя, а приемникам - ревност­но оберегать опыт предшествующих поколений. Традиция передачи знания из уст в уста и "от сердца к сердцу" по сути дела исключала возмож­ность превратного толкования Учения, тем более что воспользоваться пи­сьменными источниками без помощи наставника было совершенно невозмож­но. Поскольку, согласно канону "пяти связей", отношения старшего и младшего занимали важнейшее место, долг ученика перед наставником и старшими товарищами является пожизненным и неоплатным.

Незыблемость существующего строя - основной принцип конфуцианства. Это идеология патриархальной монархии, ставшая основной идеологией ки­тайского феодализма. В "Чжун-юн" ("Книге о середине") весь традицион­ный уклад жизни сведен к "пяти отношениям". Иерархические и патриар­хальные отношения положены в основу всего.

 

На данной странице размещен (цитирован) материал с замечательного сайта http://books.mystic-world.net/

Спасибо!

 

Адвайта Лайя Йога Занятия по Йоге

 

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz