Адвайта Лайя Йога Занятия по Йоге

Александр Леонидович Чижевский ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

1897 -1964

О беспредельном этом мире

В ночной тиши я размышлял,

А шар земной в живом эфире

Небесный свод круговращал.

О, как ничтожество земное

Язвило окрыленный дух!

О, как величие родное

Меня охватывало вдруг!

Непостижимое смятенье

Вне широты и долготы,

И свет, и головокружение,

И воздух горной высоты.

И высота необычайно

Меня держала на весу,

И так была доступна тайна,

Что я весь мир в себе несу.

Там, притаившись на мгновенье

В испуге свернутым клубком,

Трепещут тени, как виденье,

И снова катятся, как ком!

Они летят стремглав в низины,

Вытягиваются и дрожат,

Врезаясь в чащи и стремнины,

Тревожа сон нагорных стад.

А солнце гонится за ними

Все дальше, глубже, в тьму долин,

Вбивая стрелами своими

Во мрак победоносный клин.

Туман редеет вдоль потока,

И тени мечутся на нем,

Как бы прибежища у рока

Ища меж влагой и огнем.

Но луч всесветный, всемогущий,

Разящий в мраке и во мгле,

Влетит в последние их кущи

И тени пригвоздит к земле!

А.Л.ЧИЖЕВСКИИ КАК МЫСЛИТЕЛЬ

В. В. Казютинский

А.Л.Чижевский - одна из самых выдающихся фигур нашего времени, "Леонардо XX века", как его справедливо называли. Крупный ученый, поэт, художник, один из безукоризненных моральных авторитетов, он был также глубоким мыслителем-космистом. Ему принадлежат многочисленные идеи мировоззренческого плана, довольно тесно взаимосвязанные. Фундаментальное значение многих из них было очевидно и раньше (недаром в 30-е годы за нетрадиционный взгляд на социальноисторические процессы

А.Л.Чижевскому был приклеен ярлык "враг под маской ученого", вынудивший его надолго замолчать). Но некоторые мировоззренческие размышления А.Л.Чижевского опережали свое время, и только сейчас мы начинаем, наконец, осознавать их эвристическую силу, все более и более убеждаясь в том, что они органически вплетаются в контекст современной науки и культуры. Без всякого преувеличения можно сказать, что

А.Л.Чижевский был не только основоположником ряда новых направлений современной науки (таких как космическая экология, гелиобиология, гелиотараксия, историометрия и другие), но что, наряду с

К.Э.Циолковским и В.И.Вернадским, он сформулировал принципы, входящие в основания современной, постнеклассической науки, которые во многих отношениях целенаправляют современный научный поиск. Эти принципы выступали как философские, мировоззренческие ориентиры, позволившие обстоятельно изучить механизмы влияния космических факторов на биологические и социально-исторические процессы на Земле. Обнаружение таких влияний и построение - на стыке многих наук - их общей концепции было одним из самых примечательных вкладов А.Л.Чижевского в современное научное мышление.

К сожалению, заслуги А.Л.Чижевского перед современной наукой и культурой, в силу превратностей судьбы, остаются пока недостаточно оцененными. Часто его рассматривают просто как младшего современника

К.Э.Циолковского. Бесспорно, сотрудничество этих двух выдающихся мыслителей было очень плодотворным. И, хотя в их философских концепциях мы без труда находим общие черты, все же космизм

А.Л.Чижевского представляет собой вполне самостоятельный феномен, наполненный своими собственными смыслами.

О научном мировоззрении

Творческое начало А.Л.Чижевский видел прежде всего в природе. Любовь к творчеству, проявляющая себя в разных формах, "безусловно присуща"' и человеку. Философия, наука, искусство, поэзия - каждая из этих высших творческих проявлений человеческого духа привлекала А.Л.Чижевского, в каждую он внес свой вклад. Как мыслителя, его особенно интересовали относимые им "к вопросам величайшей важности" следующие мировоззренческие проблемы: "...удастся ли нам когда-нибудь познать природу как она есть, а не как нам кажется. Хаос или гармония управляют всем происходящим в мире; однородно или многоразлично вещество, создающее видимый мир, и что оно представляет из себя; смертна или бессмертна органическая жизнь, случайна или вездесуща она; смертен или бессмертен мир; конечно или бесконечно пространство".2 Подобно В.И.Вернадскому, настаивавшему на необходимости "научного мировоззрения", он подчеркивал, что огромную, и даже доминирующую, роль в решении этих фундаментальных проблем мировоззрения должна играть наука.

1 Чижевский А.Л. Академия поэзии. Проект./ В науке я прослыл поэтом... Стихотворения. Калуга, 1996, с. 220

2 Чижевский А.Л. Основное начало мироздания. Архив РАН, Ф. 1703, on. 1, д. 1 (печатается в настоящем номере журнала)

Возможно, кого-нибудь покоробит термин "научно-мировоззренческий". Еще недавно наука считалась краеугольным камнем культуры XX века и, соответственно, истоком многих мировоззренческих концепций. Эпитет "научный" был чем-то вроде наивысшей похвалы. Но в современном менталитете все поменялось, и ореол вокруг науки сильно потускнел. Многие вообще стали считать, что она неспособна вносить какой-либо серьезный вклад в решение мировоззренческих проблем. Но это суждение противоречит тому вполне очевидному факту, что наука и в современную эпоху оказывает мощное влияние на все сферы культуры, не исключая сферы мировоззрения. Так что термин "научное мировоззрение" правомерен, если не понимать его слишком буквально. Это - метафора, выделяющая только некоторую общую ориентацию мировоззрения того или иного мыслителя, в данном случае В.И.Вернадского и А.Л.Чижевского.

Более конкретно свою философскую позицию А.Л.Чижевский называл иногда "критическим реализмом", а иногда "научным реализмом". В основе этой позиции лежит "уверенность, что создаваемая наукой, и только наукой, физическая картина мира представляет собой не одну лишь творческую способность нашего ума, а отражает подлинно существующие и не зависимые от нас процессы природы". В научном реализме он признает такое "приближение к научному постижению вещи в себе, которое стремится освободить научную картину мира от какого бы то ни было антропоморфизма"^3.

3. Чижевский А.Л. Основное начало мироздания.

В контексте своего понимания критического или научного реализма

А.Л.Чижевский высказал интересные соображения о процессе познания мира. Например, обсуждая природу философских принципов, выходящих за границы как экспериментального, так и теоретического исследования (цель которых "разгадать внутреннюю сущность вещей и дали неба"), он отметил, что открытию этих принципов содействуют образы, возникающие либо при участии каких-либо внешних факторов, либо "исключительно с помощью углубленного мышления и творческой фантазии". При зарождении образа "имеет, очевидно, большое значение творческая интуиция", 4 - подчеркивал А.Л.Чижевский.

4 Чижевский А.Л. Основное начало мироздания.

К числу сделанных таким путем открытий он относил ряд философских концепций, нашедших впоследствии блестящее научное оправдание - атомизм Лукреция, образные "предчувствия" средневековых алхимиков о возможности превращения химических элементов и другие. Образы содействуют поискам связей между различными явлениями природы, дают возможность "рассматривать невидимое под образом видимого", исследовать "явления, не поддающиеся опыту".

Но что же стоит за терминами "критический реализм", а тем более "научный реализм" у А.Л.Чижевского? Не есть ли это синоним материализма? Да, конечно, но этой констатацией глубинный смысл его мировоззрения далеко не исчерпывается. Материалистическая тенденция - доминирующая и определяющая черта мировоззрения А.Л.Чижевского. Но все же его мировоззренческая концепция явно не укладывается полностью и однозначно в русло какой-либо одной традиции. В качестве предшественника своих собственных идей А.Л.Чижевский очень сочувственно цитировал взгляды американского физиолога, химика и историка Дж.Дрэйпера, по словам которого, человек постепенно заменяет свои первоначальные представления о "свободной воле", т.е. некоем действующем в мире трансцендентном, божественном факторе, представлением о законосообразности мира. "Ибо так называемая свободная воля никогда и нигде не вмешивается в управление миром, гигантский механизм которого движется в совершенном согласии с физико-математическими законами". Человек, кажущийся "повелителем сил природы", на самом деле находится в зависимости от физических факторов космоса. Об этих мыслях А.Л.Чижевский говорит как об "оригинальных и по тому времени смелых идеях"/ Более того, свою собственную концепцию воздействия космических факторов на социально-исторические процессы он прямо противопоставляет христианскому тезису о "свободе воли" человека:

"Вера в метафизический догмат о свободе воли являлась одною из главных причин, тормозящих объективное исследование истории... Ученым пришлось признать, на основании достижений науки, отсутствие таковой даже в самых малейших и ничтожных поступках и выдвинуть детерминистическую точку зрения для объяснения сложнейших явлений в психической жизни человека".

Таким образом, в цитированных текстах А.Л.Чижевский по сути отвергает как божественный промысел, так и христианскую идею "свободы воли", которой наделил человека Бог, сделав его ответственным за свои поступки. В своих исследованиях ученый всегда ссылался только на факторы природного порядка - физические, химические, биологические, психические. Никаких иных факторов он не привлекал. В тоже время у него мы можем найти и высказывания, на первый взгляд, содержащие прямое осуждение материализма, например: "Однако нельзя думать, что загрубелые массы, развращенные материалистическим направлением века, легко поддадутся воздействию какого-либо искусства, да это и не так важно..."/ Но речь здесь явно не о философском материализме, а о бездуховности массовой культуры. Наиболее существенные аргументы для адекватного определения философских симпатий А.Л.Чижевского видятся в его понимании материи, а также в неоднократных ссылках на астрологию, пифагорейскоплатоновские идеи и в выражаемой с некоторыми из них солидарности.

5. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., Мысль, 1995, с.521

6. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924, с. 6

7. Чижевский А.Л. Академия поэзии...с.222

Трактовка понятия материи в философской концепции А.Л.Чижевского совершенно недвусмысленна. Материя рассматривается им как проявление энергетического начала: "материальный мир есть арена последовательных и закономерных комбинаций и колебаний единого мирового субстрата - электричества. Материя образована из электричества..."." А.Л.Чижевский настаивал на "электро-атомистическом" мировоззрении, особенно отмечая в структуре мира роль такой элементарной частицы, как электрон. Выходит, А.Л.Чижевский - не материалист, а энергетист, - что было довольно модным в первые десятилетия XX века? Не будем спешить с выводами, вдумаемся в дальнейшее движение его философской мысли, в ходе которого А.Л.Чижевский высказывает идею, им самим называемую пифагорейскоплатоновской. Это - идея о едином мировом законе, или принципе, стоящем по ту сторону природных явлений.

8. Чижевский А.Л. Основное начало мироздания.

9. Там же

"Если мы примем электро-атомистическое мировоззрение, согласно которому, материя не существует, а есть лишь одно или два имматериальных электричеств, мы, согласно вышесказанному, должны будем невольно придти к убеждению, что существует лишь один или два каких-то основных принципа, которые, Бездействуя на то или иное "электричество", создают и материю, и весь видимый внешний мир. Таким путем все многообразие ощущаемого мира, столь запутанное и разнохарактерное, будет объединено и сведено к обнаружению единого физического закона, действующего на единое физическое начало"." Достижения современного ему естествознания А.Л.Чижевский интерпретировал так: "Идея неоплатоников о едином мировом субстрате и идея пифагорейцев о едином правящем принципе постепенно отрываются из недр времени и подготавливаются к более интенсивной жизни в грядущем".'" Рассматривая проблемы симметрии в природе, он склонялся к тому, что иногда называют "пифагорейской мистикой чисел". Например, симметрия в строении листьев на дереве или чешуек на сосновой шишке подчиняется строгим числовым закономерностям того типа, открытие которых приписывается пифагорейцам. "Золотому сечению" пифагорейцев, которое в эпоху Возрождения называли еще Божественной пропорцией, видя в ней меру мировой Гармонии, А.Л.Чижевский придавал большое значение. Все эти соображения связывались им с существованием "точного, извечно-сущего космического закона", определяющего изучаемые нами явления природы. Не вытекает ли отсюда, что А.Л.Чижевский был в каком-то смысле пифагорейцем и неоплатоником? (Отметим для точности, что А.Л.Чижевский не вполне прав, приписывая идею "единого физического закона" пифагорейцам и Платону. Основным принципом для них была, как известно, иная идея - о том, что миром правят числа. Основой всех свойств и их различий считались свойства и отношения чисел, но ни о каком физическом принципе или законе, определяющем свойства природы, не было и речи. Видимо, А.Л.Чижевский, говоря об этом законе, подразумевал именно свойственную пифагорейцам и неоплатоникам числовую гармонию бытия).

Помимо материалистических, энергетистских, пифагорейских, неоплатонических идей в концепции А.Л.Чижевского немалое место занимают и астрологические представления, но коренным образом переосмысленные с позиций современной науки. Многочисленны обращения

А.Л.Чижевского и к древней мудрости Востока. Например, одна из центральных идей его концепции - идея ритма в космической эволюции - имеет своим истоком как античную, так и восточную философскую мысль. Идеи и образы, свойственные самым разным философским традициям, моделируют концепцию А.Л.Чижевского, но это отнюдь не признак какой-то непоследовательности или эклектичности.

10 Чижевский А.Л. Основное начало мироздания...

В связи с этим вспомним известные слова А.Эйнштейна о том, что естествоиспытатель не может при построении своего мира понятий слишком сильно ограничивать себя принципами какой либо одной философской системы. Он будет казаться реалистом, говорил А. Эйнштейн, поскольку объект его исследований - внешний мир, идеалистом - поскольку научные понятия теории он рассматривает как "свободные творения человеческого духа", не вытекающие непосредственно из опыта, платоником и пифагорейцем - поскольку считает логическую простоту необходимым и действенным инструментом исследования и т.д. С большой искренностью это высказывание раскрывает отношение великого естествоиспытателя к мировоззренческим, философским основаниям научного поиска. Невозможность вывести принципиально новое знание из уже известного заставляла его выходить за пределы эмпирического и теоретического уровня науки - в мировоззренческую сферу - для формирования новых идеалов и норм познания, новой научной картины мира. И таков был путь не одного только Эйнштейна. И Коперник, и Кеплер, и Ньютон, и Бор, и

А.А.Фридман, создатель теории расширяющейся Вселенной, - все они шли аналогичным путем. Их творчество вдохновляли те философско-мировоззренческие идеи, которые были наиболее созвучны их собственно научным проблемам, причем, как правило, при этом более или менее органично сочетались взгляды разных мыслителей. Например, у Коперника можно найти влияние не только пифагорейско-платоновской философии (что обычно и отмечается), но также аристотелевской и атомистической. И К.Э.Циолковский испытал влияние самых различных философов, относящихся к диаметрально противоположным направлениям. Среди них он сам называл Платона и Лейбница, с одной стороны, Бюхнера

- с другой. Основополагающую роль в разработке его космической философии сыграли идеи атомизма, а также эзотерики. Последнее сам

К.Э.Циолковский категорически отрицал, но его мысли об атомах-духах, неизвестных современной науке, и об окружающих нас макроскопических духах, существах разных циклов космической эволюции, об иерархии разумных сил в космосе и многие другие - несут на себе явную печать эзотеризма.

Мировоззрение А.Л.Чижевского также было многосторонним. Оно возникло на стыке разных традиций - философских и эзотерических. Все это не только вполне естественно, но и неизбежно на крутых поворотах человеческого познания, тем более в современную эпоху диалога культур Запада и Востока. В своих глубинных мировоззренческих основаниях концепция А.Л.Чижевского оказывается созвучной мировоззрению Н.К. и

Е.И.Рерихов.

"Энергетический космизм" А.Л. Чижевского

А.Л.Чижевского справедливо относят к русским космистам. И действительно, все его творчество - мировоззренческое, научное, художественно-поэтическое - буквально пронизано образами, метафорами, идеями связи человека и космоса.

Специфика космизма А.Л.Чижевского заключалась в том, что, проявляя большой интерес к проблемам космической экспансии человечества, а также "активно-эволюционному подходу", он сам этих проблем не разрабатывал. Более того, из некоторых его высказываний ясно следует, что он неодобрительно оценивал призывы к "покорению природы". Он писал, например, что антропогеография должна была отказаться от старого взгляда, "будто бы с ростом культуры человек подчиняет себе природу и постепенно освобождается от нее"." Он видел "большую долю истины в "старой мысли, высказанной еще Бэконом: "Природой можно повелевать, только подчиняясь ей". Вместе с тем он еще не мог видеть в полной мере негативных моментов технологического процесса, считая, что если человек "берет от природы все, что ему необходимо для поддержания собственной жизни, то этот факт ясно показывает, что человеческие агрегаты представляют собой некоторую составную часть природы, но ни в коем случае не полную ее противоположность ...". 12

11. Чижевский А.Л. Космический пульс ... с 524

Акцент в мировоззренческих размышлениях А.Л.Чижевского был сделан на единстве космической и земной природы и человека: "... мы должны представлять себе человека и его агрегаты, сообщества и коллективы как продукт природы, как часть ее, подчиненную ее общим законам".^13 Иными словами, его интересовали преимущественно аспекты космизма, связанные с осмыслением единства мира и человека как неотъемлемой части этого мира.

Свое понимание основного принципа космизма А.Л.Чижевский формулировал так: "В свете современного научного мировоззрения судьбы человечества без сомнения находятся в зависимости от судеб Вселенной".'" Приведем еще одно его высказывание, которое разъясняет смысл этого принципа: "Человечество, населяющее Землю, находится под постоянным, мощным и сложным воздействием Космоса, которое мы лишь с трудом учимся улавливать и понимать. Но для нас уже нет никакого сомнения в том, что жизнедеятельность и отдельного человека, и всего человечества находится в тесной связи с жизнедеятельностью всей Вселенной... В этом научном воззрении, всецело вмещающем в себя философские догадки древних, заключается одна из величайших научных истин о мировом процессе как едином и цельном явлении. Охватывая все стороны неорганической и органической эволюции, он представляет собой явление вполне закономерное и взаимозависимое во всех своих чувствах и проявлениях".^15

12. Чижевский А.Л. Космический пульс ... с. 524-525

13. Там же, с. 525

14. Чижевский А.Л. Физические факторы ... с. 9

15. Чижевский А.Л. Космический пульс... с. 695

Эти мысли сходны, практически совпадают с идеями других русских космистов, особенно К.Э.Циолковского. Но интерпретация принципа космизма, т.е. вкладываемый в него конкретный смысл у А.Л.Чижевского отличается большим своеобразием. Подробно он обосновывал взгляд, который у других космистов мы не встречаем, и который в 20-30-е годы выглядел "еретическим". Но не менее "еретическим" воспринимается он и сейчас. Речь идет о влиянии на науку астрологии как социокультурного феномена: "Может быть, первый человек, посмотревший на звездное небо, распростертое над ним в тишине темно-синей ночи, понял, понял, что хор движущихся в вышине светил составляет нечто общее с его подножием - с Землею и не может поэтому не иметь с нею прямой, хотя и невидимой, связи. "Из такого элементарного наблюдения, подкрепленного доводами самой непритязательной логики, родилась та "мнимая" наука, которая называется астрологией".^16

Астрология, по А.Л.Чижевскому,                    пред ставала влиятельным феноменом

мировой культуры на протяжении                  тысячелетий, затем была похоронена, но,

как оказалось, преждевременно.                      Пережив ряд глубоких преобразований,

человеческая мысль вернулась к                      тем "первоначальным философским

концепциям, которыми болела на                    заре истории человечества", включая и

астрологию. Особенно импонировало А.Л.Чижевскому сложившееся в умах астрологов, еще за тысячелетия до начала опытного изучения природы, "глубочайшее убеждение в том, что жизнь представляет собой лишь трепет космических сил, поток космической энергии, направленный сверху вниз". К этому он добавлял, что "объясняя мировой процесс вибрацией космических сил, астрология тем самым освобождала мысль от гнета церковной догмы и освежала ее дуновением широчайших просторов, шествовала впереди всех наук как их лучшее философское завершение, как передовой боец за свободу человеческого духа"". Конечно же, не о возрождении какихто древних суеверий говорил А.Л.Чижев-

16 Там же, с. 496 17 Чижевский А.Л. Космический пульс... с. 502

ский. Он имел в виду лишь некоторые мировоззренческие идеи, целенаправляющие современный научный поиск. "В то же время всякому ясно, что между нашими выводами и астрологией - такая же пропасть, как между электрической химией и наукой о философском камне", - решительно подчеркивал он.

Наиболее характерная черта космизма А.Л.Чижевского, выявляющая его глубинные связи с эзотерикой, - энергетическая направленность. Смысл разработанной им версии космизма составляет принцип превращения космической, прежде всего, солнечной энергии в энергию психических процессов людей и человеческих сообществ, что определяет, согласно

А.Л.Чижевскому, некоторые важнейшие черты социально-исторических процессов. О влиянии энергетики космоса на человечество говорили, как известно, и другие космисты, особенно К.Э.Циолковский. Он считал, что "воля космоса", т.е. психическая энергия "высших разумных сил", передается человечеству и определяет многие стороны его жизнедеятельности. Но в космической философии К.Э.Циолковского эта идея не является основополагающей, тогда как для А.Л.Чижевского мысль о воздействии энергетики космоса на энергетику земных процессов - основная и наиболее оригинальная. И надо сказать, что в современную эпоху, когда освоение дальнего космоса остается нереализованной мечтой, разрабатывавшийся А.Л.Чижевским аспект космизма, связанный с изучением роли космических факторов в биологических, психологических и социально-исторических процессах, становится наиболее значимым для современной культуры.

Принципы законосообразности, единообразия и детерминизма

В первые десятилетия XX века, когда А.Л.Чижевский зафиксировал свои мировоззренческие размышления, научная картина мира оказалась "разорванной". По словам В.И. Вернадского, в научном мировоззрении того времени существовали "два совершенно разных, находящихся на разных стадиях своего развития", и даже "едва ли совместимых между собой синтеза мира". С одной стороны, это - "отвлеченное представление физика и механика", где все сводится к знаниям об эфире, энергии, квантах, электронах или, выражаясь современным языком, к физической картине мира. Эта абстракция, писал В.И.Вернадский, "входит в научное мировоззрение, но не охватывает его всего, не проникает даже во все области естествознания, она явно не полна...". Наряду с физической картиной мира "существует другое о нем представление натуралистическое... более сложное и более для нас близкое и реальное, которое пока тесно связано не со всем космосом, но с его частью, с нашей планетой. В нем представлен новый элемент, именно "элемент живого"." Разрыв этих двух картин мира В.И. Вернадский считал существенным пробелом современной ему науки. В философской концепции

А.Л.Чижевского этот разрыв преодолевается идеей существования единого закона всего сущего.

Единство мира А.Л.Чижевский понимал как его единообразие. "Вселенная, которой управляет один-единственный закон, части которого мы познаем с таким трудом, не может быть разнородна и не одинакова на всем своем великом протяжении. Как у нас на Земле, так и на расстоянии миллиардов световых лет - властвует та же закономерность, та же целесообразность и гармония".'"

Принцип единообразия в контексте своего "энергетического космизма"

А.Л.Чижевский обосновывал следующим образом: "Материальный мир есть арена последовательных, а потому и закономерных комбинаций единого субстрата - электрона. Поэтому мы будем утверждать, что физическая картина отдаленного мира похожа на нашу! Но мы смеем утверждать, что если существует материя, то ее проявление подобно тому, каковое наблюдаем и мы. Мы можем также утверждать, что едины и принцип, создающий наш мир, один и тот же, и проявляется в самых удаленных участках Вселенной с той же последовательностью и в том же порядке действия. Таким образом, мы приходим к утверждению Единства образующего физического закона во всей Вселенной".^ Из этого единообразия мира как следствие выводится "единство логического мышления", поскольку оно развивается в неразрывной связи с внешним миром.

Другим аргументом, подтверждающим единообразие мира, была для

А.Л.Чижевского мировая гармония. Идея единообразия и порядка жизни всего мироздания "безусловно вытекает из какихлибо основных его свойств, основных его законов". Таким свойством и является гармония мира. "Человеческий род, населяющий земной шар, может служить образцом того творческого воздействия, которое расточается Вселенной в силу ее совершеннейшей гармонии". Постоянное отображение этой мировой гармонии человеческим мозгом "только и могло породить тот строй мысли, каким наделены ныне представители культурных рас".^21 Таким образом и осуществляется в философской концепции А.Л.Чижевского единство различных образов мира.

Но если "Земля и все населяющее ее живое представляют собой органическую систему, zoon - Платона, следует предположить, что могущественные нарушения, имеющие иногда место в физикохимической среде Земли, должны вызывать мощные пертурбации и в органическом ее царстве. Таким образом, следовало допустить, что наиболее крупные движения в человеческом мире протекают одновременно с какими-либо колебаниями или изменениями сил окружающей природы".^22 Мы еще раз убеждаемся, что мировоззренческие принципы действительно выступают у него в качестве направляющего стержня в разработке научной концепции.

18. Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978, с.13

19. Чижевский А.Л. Основное начало мироздания...

20. Чижевский А.Л. Основное начало мироздания...

21. Там же.

22. Чижевский А.Л. Космический пульс ... с. 699

Принцип единообразия космоса лежит в основе принятого А.Л.Чижевским подхода к исследованию проблем взаимосвязи космических и земных факторов, который был типично редукционистским 23. Если свойства космоса определяются принципом единообразия, то "не должны ли быть приложены к изучению исторического процесса и социальной эволюции методы и принципы физики и математики? Владения физики - вся Вселенная, вся целиком, а потому физика должна сказать свое слово при рассмотрении любого в мире вопроса.

Она должна осветить лицо истории своими законами о веществе, связать человека с человеком, человечество с природою путем установления для органических существ законов, аналогичных законам неорганического мира... Современная точная наука мало-помалу уже вступает на этот путь", - писал А.Л.Чижевский, причем "человеческая воля становится доступной опыту, и сам человек из сферы чудес переводится в ряд закономерных физикохимических явлений природы".^24

Конечно, такой подход можно назвать и спорным. Попытки сведения высших проявлений психической деятельности человека к физико-химическим факторам предпринимались неоднократно, но успеха все же не имели, хотя редукционизм - один из наиболее популярных и признанных методов современной науки. Обратим, однако, внимание на весь контекст процитированных рассуждений. Основное в них - признание единого закона мира, стоящего и над природными, и социальными явлениями. Сегодня эта мысль А.Л.Чижевского очень созвучна поискам современной физики, нацеленным на построение "единой теории всего". Несмотря на прямые, казалось бы, редукционистские рассуждения, в своей концепции

А.Л.Чижевский подразумевает выведение свойств различных структурных уровней мира из этого, пока не открытого закона еще не созданной физической теории, закона, который жестко детерминирует все процессы в космосе, связывая их единой цепью.

Принцип универсального детерминизма, т.е. причинно-следственной связи всего со всем, также является смысловым стер жнем этой концепции, соединяющей различные образы мира. Детерминизм выступает формой проявления единого физического закона, лежащего в основе космоса. По словам А.Л.Чижевского, "в жизни природы все последовательно и все сопричинно связано между собою. Мир есть сложная система зависимых переменных, а не музей отдельных явлений, не перечень неподвижных фактов"." Вот почему и жизнедеятельность человечества причинно обусловлена жизнедеятельностью Вселенной.

Принцип детерминизма выполняется в космосе А.Л.Чижевского с исключительной жесткостью и без каких бы то ни было модификаций. Ему подчинены все энергетические процессы, среди которых особое место занимают переходы космической энергии в психическую энергию индивидов и человеческих сообществ. "Силы внешней природы связывают и освобождают заложенную потенциально в человеке его духовную сущность и принуждают интеллект действовать или коснеть".^26

Анализируя понимание А.Л.Чижевским принципа причинности в контексте современной научно-философской мысли, мы убеждаемся, что этому принципу он иногда придавал несколько расширенный смысл. Согласно обычному пониманию принципа причинности, одно явление (причина) при определенных условиях способно порождать другое (следствие). От связей изучаемых явлений с остальными, а тем более с космосом в целом, при этом отвлекаются. Если же причина и следствие рассматриваются в контексте мирового целого, детерминизм как бы растворяется в образе всеобщего взаимодействия. Специфика исследований А.Л.Чижевского состоит, однако, именно в том, что он решал комплексную проблему взаимодействия множества космических и земных факторов, в которой переплетаются разные звенья причинно-следственных цепей, т.е. уровни причин, рождающих космические влияния на земные процессы. Но в то же время в своей концепции А.Л.Чижевский рассматривал причинно-следственные связи также в обычном, то есть более узком смысле.

23. От лат. reductio - сведение

24. Чижевский А.Л. Физические факторы ..., с. 8

25. Чижевский А.Л. Космический пульс ... с. 9

26. Чижевский А.Л. Физические факторы ... с. 21

Кроме того, необходимо отметить, что в современных представлениях многие уровни реальности (например, изучаемые субатомной физикой) описываются не строгими причинно-следственными связями, а статистическими, вероятностными закономерностями. Они сейчас рассматриваются не как приблизительное знание точных причинно-следственных законов (что было в концепции А.Л.Чижевского ), а как самостоятельная и, возможно, даже более фундаментальная черта космоса. Активно пробивает себе дорогу и идея, согласно которой наиболее глубинным космическим фактором является не детерминизм, а спонтанность, то есть самопроизвольные, беспричинные изменения. Однако, вполне возможно, что все эти принципы и идеи не исключают друг друга, а окажутся в конечном счете дополнительными, описывающими разные аспекты мирового целого.

Принцип космического ритма. Глобальный эволюционизм А.Л. Чижевского

Принцип эволюции был высказан А.Л.Чижевским в форме, которая по сути предвосхищает современную концепцию глобального эволюционизма. Космос, считал он, "не знает истощения, ему присуща вечная жизнь, обусловленная ритмом, отбиваемым колоссальным космическим маятником".^27 В духе учений восточной мудрости размышлял

А.Л.Чижевский о том, что мировая гармонии обусловлена ритмами космической эволюции. Одна из основных задач науки состоит, по его мнению, в создании "эволюционной теории" законов природы.

В этом контексте А.Л.Чижевский говорил о присущей явлениям природы связи, выражаемой характерным для них образом, который он возводит "до степени принципа природы, т.е. такого начала, каковым руководствуется природа во всех своих проявлениях. Единство принципа вносит в мир Гармонию, а Гармония является важнейшим пробным камнем вероятности всякого учения. Принцип этот и есть - principium universale circulationis - т.н. всеобщий принцип кругооборота". Философская концепция А.Л.Чижевского пронизана "общею идеей: Палигенезиса, Вечного Возрождения, Вечного Круговорота - Бессмертия Космоса!" Может быть, "этот принцип, проводимый природою во всех своих проявлениях, и есть та удивительная, затаенная в сокровенных основах мироздания простота, которую предчувствовали древние, воспели поэты и о которой говорили нам философы. Или это, может быть, и есть та великая мировая Гармония, которая одинаково одухотворяет, движет согласно непреложных законов по непреложным путям как самые грандиозные, так и самые ничтожные, еле ощутимые процессы"^28.

Когда-то эти размышления могли расцениваться как обращенные в далекое прошлое. В XIX веке был сформулирован известный принцип возрастания энтропии, по которому все процессы во Вселенной являются не циклическими, т.е. периодически воспроизводящимися, как считали еще древние мыслители, а вслед за ними А.Л.Чижевский, а необратимыми, направленными в сторону возрастания энтропии - то есть, от порядка к хаосу, вплоть до так называемой "тепловой смерти" Вселенной Тем не менее, многие выдающиеся исследователи отмечали, что следствия, вытекающие из экстраполяции принципа возрастания энтропии на Вселенную, поразительным образом противоречат тому, что мы наблюдаем. Вселенная полна жизни и никаких признаков умирания не проявляет. Это противоречие разрешалось поразному. Некоторые исследователи, и в их числе К.Э.Циолковский, отрицали сам принцип возрастания энтропии как физический закон, другие его признавали, но считали применимым лишь в ограниченных пределах. Идеи А.Л.Чижевского о ритмах космической эволюции, о вечном возрождении Вселенной по своему смыслу также противостоят прогнозам, вытекающим из универсальной экстраполяции принципа возрастания энтропии. Но означает ли это, что они "устарели"? С позиций неклассической науки ответ был бы однозначен: да, устарели. Но в постнеклассической науке возникло новое междисциплинарное направление - синергетика, или концепция самоорганизации, позволяющая обнаружить в идеях А.Л.Чижевского отнюдь не устаревшие смыслы.

27. Чижевский А.Л. Основное начало мироздания...

28. Там же.

А.Л.Чижевский считал, что наука продвигается к "установлению... постоянной и однородной картины мира". Насколько мы к ней близки - пока не ясно, "фон этой величественной картины еще не выработан, не утвержден окончательно. Он колеблется между двумя противоположными воззрениями на мир, как нечто целое, нераздельное и всеобщее. Хаос или гармония царствуют в мире - вот вопрос, который требует прежде всего определенного ответа. Управляют ли Вселенной законы хаоса или случая или ей присуща только гармония и закономерность? Или же и то и другое проявляется вместе, и как хаос, так и гармония имеют одинаковое право на признание"^29. Вопрос этот многие века вызывал споры в философии, науке, поэзии. Но, отмечал А.Л.Чижевский, "большинство рассуждений, касающихся данного вопроса, надо признать необоснованными и возведенными на безусловно зыбкой почве, а потому весьма неустойчиво." Нельзя "признавать за миром того или иного свойства, не разрешив сложных вопросов его физической жизни и жизненного проявления законов, именуемых законами природы. Но тут мы имеем еще огромные пустоты, ибо наша точная наука и философия не могут еще создать "эволюционной теории" законов природы. И храм, сооружаемый нами во имя гармонии или хаоса, будет изобиловать внутри вместо гранитных глыб теми пустотами, каковые и характеризуют наше знание природы".^30

Далее эта мысль развивается так: "Сторонники признания мировой гармонии, начиная с древней "гармонии небесных сфер", кончают обычно восторженными признаниями гармонии формы Венеры Милосской или Аполлона Бельведерского, в то время как приверженцы учения о хаосе проделывают тот же умственный пируэт с противоположными доказательствами". Неубедительность различных рассуждений по этому поводу говорит, как считает А.Л.Чижевский, о том, что "вопрос о гармонии и хаосе был неправильно поставлен, а потому и рассмотрен не так и не оттуда, откуда должно его рассматривать". Как же надо к нему подойти? "Очевидно, для разрешения данного вопроса следует принять какие-то новые принципы исследования и пойти новым, доселе неизвестным путем" ^31. Путь, избранный А.Л.Чижевским, состоял в углубленном анализе проблем глобального эволюционизма на основе пронизывающего всю его концепцию принципа причинности. Это означало, что "необходимо добрести до того пункта, откуда истекают причины всех вещей и явлений, т.е. заглянуть в последнюю неделимую область материи и, восходя выше к нашему миру, проследить изменения и разветвления законов, управляющих элементарными, но все более и более усложняющимися проявлениями жизни самой материи... важно установить принцип гармонической или хаотической организации первопричины всех причин, начала всех начал, созидающего закона всех последующих законов."

29. Чижевский А.Л. Основное начало мироздания.

30. Чижевский А.Л. Основное начало мироздания ...

31. Там же.

Таким образом, А.Л.Чижевский рассматривал бесконечную причинноследственную цепь событий, детерминируемых "единым физическим законом", который определяет не только фундаментальные свойства космоса и его структур, но также процессы глобального эволюционизма. Он пришел к выводу: идея хаоса возникает потому, что каждое физическое явление "оказывается результатом бесконечно большого числа причин", совокупностью которых определяются те или иные его аспекты. "То есть ни одно явление, каковое доступно нашему непосредственному наблюдению, не является причиною и следствием одновременного действия одного и того же физического закона, а представляет из себя в известной степени итог исторически складывающихся факторов и комплекс всех местных сопричастных его проявлению обстоятельств и условий"." Но исследователь обычно принимает во внимание только некоторые из них, пренебрегая другими. Отсюда и возникают в познании образы хаоса. Если же мы, изучая природу, частью которой является, согласно

А.Л.Чижевскому, и общество, будем переходить от одного звена к другому в общей цепи явлений, то усмотрим в них "последственность и закономерность, а, следовательно, и известную гармонию"," которая в противоположность хаосу и является, таким образом, фундаментальной чертой бытия.

Что же можно сказать об этих размышлениях с позиций современной науки? Они представляют несомненный интерес, но требуют определенных уточнений.

Во-первых, синергетика, то есть теория самоорганизации, не рассматривает хаос как нечто совершенно бесструктурное, неорганизованное и как бы незакономерное. Хаос заключает в себе набор аттракторов - тенденций дальнейшей эволюции; они и определяют направленность космических процессов становления.

32. Чижевский А.Л. Основное начало мироздания .

33. Там же.

Во-вторых, синергетика отказалась от образа мира, процессы в котором определяются жесткими причинно-следственными цепями. Процессы эволюции имеют "точки бифуркации", в которых самоорганизующаяся система непредсказуемым способом выбирает один из возможных путей дальнейшей эволюции. Это свидетельствует о том, что движение познания к "первопричинам всех причин" не может следовать логике жесткого детерминизма.

В-третьих, обнаруживаемые в космосе ритмические процессы, с точки зрения современной физики и синергетики, оказываются лишь аспектом необратимых изменений космических структур.

В-четвертых, современная физика действительно открыла в субатомном мире ряд фундаментальных симметрий, но обнаружены и процессы их спонтанного нарушения, которые концепцией А.Л.Чижевского "не предусматриваются".

В целом же образ глобального эволюционизма, предвосхищенный

А.Л.Чижевским, стремительно входит в парадигму современной науки.

О космических факторах геофизических, биологических и социально-исторических процессов

Мировоззренческие идеи А.Л.Чижевского сыграли роль основания, целенаправляющего разработку его концепции влияния космических факторов на геофизические, биологические и социальные процессы. Выход в мировоззренческую сферу диктовался синтетичностью этой проблемы, необходимостью сопряжения знаний многих естественных и гуманитарных наук. Для объединения их в систему требовались принципы высокой степени общности. А.Л.Чижевский эти принципы нашел, что и предопределило его научный успех.

Исследуя протекание геофизических, биологических и социально-исторических процессов на собранном им огромном статистическом материале, А.Л.Чижевский показал наличие тесной связи ритмических изменений этих процессов с циклами космической, в частности, солнечной активности. Он установил, что в хаотической, казалось бы, структуре этих процессов можно выявить ритмы, обусловленные космической энергетикой. В причинную зависимость от солнечной активности им были поставлены такие геофизические факторы как, например, напряженность земного магнитного поля, частота появления полярных сияний, колебания климата, землетрясения и многие другие. Далее, периодические колебания солнечной активности оказались причинным фактором, оказывающим заметное влияние на процессы рождения и смертности, развертывания эпидемий и пандемий и др. Эти исследования

А.Л.Чижевского получили самое широкое признание, их и сейчас интенсивно продолжают во многих странах. Иное отношение сложилось к наиболее впечатляющим результатам, которые были получены А.Л.Чижевским при изучении космических факторов социально-исторических процессов.

"Изучая статистические основные моменты всемирно-исторического процесса, - писал он, - мы пришли к выводу о могущественном влиянии солнечных факторов на поведение человеческих масс, обусловленное, по-видимому, энергетическим механизмом. Этот вывод позволил нам включить всемирно исторический процесс в ряд явлений природы и рассматривать его как явление космическое".^34

Как известно, световое излучение Солнца остается постоянным с точностью до нескольких процентов на всем протяжении социальной истории человечества. Но корпускулярная активность Солнца, которая заключается в выбросе масс заряженных частиц, периодична. Ее цикл охватывает в среднем 11,2 года. Статистический анализ исторического процесса выявил в нем периодические изменения, которые оказались практически одновременными с колебаниями корпускулярной активности Солнца. Войны, революции, массовые волнения, в том числе религиозные, распространение ересей, политических заговоров и так далее строго совпадают с максимумами солнечной активности. Это касается и различных эпидемий (холеры, гриппа, возвратного тифа, полиомиелита и так далее)". На основании этого А.Л.Чижевский формулирует положения, характеризующие течение человеческой истории:

34. Чижевский А.Л. Космический пульс... с.691

1. На различных континентах Земли, в различных странах, у различных народов, зависящих или не зависящих один от другого в политическом или экономическом отношении, а равно и по отношению к занимаемой территории, главные моменты их исторической жизни, сопряженные с движением больших масс, стремятся быть синхроничными; количество протекающих одновременно в различных участках Земли исторических событий с приближением к максимуму солнцедеятельности постепенно увеличивается, достигая наибольшего числа в эпохи максимумов, и уменьшается с приближением к минимуму.

Это позволяет считать каждый цикл исторических событий всемирно исторического процесса - всеобщим.

2. В каждом столетии всеобщий цикл исторических событий повторяется ровно 9 раз. На всем протяжении всемирной истории человечества, начиная с 500 г. до Р.Хр. и по сие время в каждом веке нами обнаружено по 9 отчетливо обрисовывающихся концентраций начальных моментов исторических событий.

Таким образом, можно считать, что каждый цикл всеобщей исторической, военной или общественной деятельности человечества равен, в среднем арифметическом, 11 годам.

3. Эпохи концентраций исторических событий разделены между собою эпохами, в течение которых количество вновь возникающих исторических событий падает до минимума.

4. Эпохи концентраций исторических событий совпадают с эпохами максимумов солнцедеятельности; эпохи разряжения совпадают с эпохами минимумов.

За время с 1610 г. последние положения нужно считать установленными вполне, ввиду значительного количества исторических данных, а затем и точности наблюдений за солнцедеятельностью.

5. Более или менее длительные исторические события, продолжающиеся в течение нескольких лет и получающие решительное проявление в эпоху максимума солнцедеятельности, а также сопутствующая этим событиям эволюция идеологий, массовых настроений и пр., протекают по всеобщему историческому циклу, претерпевая следующие ясно обнаруживаемые этапы:

Период Этапы возбудимости

I. минимальная возбудимость

II. нарастания возбудимости

III. максимальная возбудимость

IV. падение возбудимости

Эти четыре этапа (назовем их периодами) стремятся быть вполне одновременными с соответствующими им эпохами солнцедеятельности: минимумом пятен, нарастанием максимума, максимумом и убыванием максимума с переходом в минимум".

35 Чижевский А.Л. Физические факторы... с. 27-28

Откуда же человеческие массы черпают ту огромную энергию, которую они затрачивают в процессах социальноисторической активности? С точки зрения А.Л.Чижевского, массовые движения человеческих коллективов и сообществ представляют собой ни что иное, как процесс преобразования получаемой Землей солнечной энергии. Необходимо, однако, проследить механизмы этой трансформации. Как уже отмечалось, А.Л.Чижевский сводил энергию социальных процессов к психофизической энергии человеческих организмов. По его мнению, социальные движения подобны психическим эпидемиям. Они развиваются на той же самой основе, что и истерии, т.е. на почве ущемления инстинктивных потребностей. Их возбудителями являются темные области человеческой психики, управляющие некоторыми механизмами нашего поведения. Изучение индивидуальных психических реакций позволит подойти к более глубокому пониманию и коллективных, возникающих в массах под влиянием условий, препятствующих полному выявлению их интересов. Мост от индивидуальных реакций к коллективным представляет собой то, что, согласно А.Л.Чижевскому, может быть названо "нервно-психической конституцией" социальных масс. Ибо каждый способен на истерию, поскольку в нем заложены древние формы инстинктов, скрытые рядом последующих наслоений. Как только эти наслоения спадают, человек и человеческий коллектив оказываются во власти древних инстинктов. В связи с этим рождается парадоксальная мысль: "Я хочу сказать, что историей надлежит заниматься психиатрам и невропатологам, а историкам изучать психиатрию. В результате такого обмена знанием с лица истории должна быть сорвана та маска, которая до неузнаваемости искажает ее зоологические черты. Бог истории - это инстинкт, физиологическая реакция человечества на непрерывное воздействие внешнего мира".^36 Изучение этих воздействий, определяемых космическими факторами, приведет человечество к постепенному овладению своими психическими силами, что в корне изменит условия его жизни.

Разработанная А.Л.Чижевским концепция космических факторов биологических и социальных процессов является, несомненно, одним из наиболее грандиозных и ценностно значимых достижений научной мысли XX века, сравнимых с созданием квантовой механики или генетики. Они непосредственно касаются проблемы судеб человечества, которые с такой неотвратимостью поставили перед современной цивилизацией так называемые глобальные проблемы.

36. Чижевский А.Л. Космический пульс... с.642

Казалось бы, космико-исторические аспекты этой концепции должны вызвать в современной культуре немедленный взрыв интереса, по крайней мере, не меньший, чем ее космико-биологический аспект. Но этого пока не случилось. В очередной раз возникла парадоксальнейшая ситуация - подобно многим другим достижениям научной мысли, опередившим свое время, космико-исторический аспект концепции А.Л.Чижевского вот уже многие десятки лет как бы не замечают. Почему же? Конечно, о невысказанных мотивах можно только догадываться, но все же рискнем обозначить некоторые из них.

Несомненно, в какой-то мере свою роль сыграло недостаточное знакомство с космико-историческим аспектом концепции А.Л.Чижевского, которая была опубликована в Калуге в 20-е годы небольшим тиражом, а затем попала в контекст "репрессированной науки". Сейчас идеологические запреты сняты, но свое дело они сделали, на многие десятилетия окружив концепцию А.Л.Чижевского завесой страха и забвения, надолго вытеснив ее из культуры.

Инертное отношение к замечательным социально-историческим идеям

А.Л.Чижевского объясняется, кроме того, комплексом вполне понятных факторов социокультурного и научного характера. В связи с этим выделим три основных, на наш взгляд, момента.

В современной культуре существует большое число влиятельных концепций социально-исторического процесса, с которыми идеи А.Л.Чижевского либо плохо совместимы, либо даже им антагонистичны. Это прежде всего те, чьим стержнем является провиденциализм, от которого Чижевский уходит в своей концепции. Естественно, негативное отношение вызывает и отрицание А.Л.Чижевским одного из основных христианских догматов - об отсутствии у человека свободы воли. Все это должно казаться, возможно, чем-то вроде "неоязычества", к которому причисляют сейчас многие другие замечательные феномены современной культуры. Прямо подобные мотивы обычно не высказываются, так как они выглядели бы чем-то вроде возрожденной идеологической цензуры, но все же их роль в замалчивании концепции А.Л.Чижевского очевидна.

Восприятие концепции А.Л.Чижевского в собственно научном контексте затруднено тем, что она находится, как уже отмечалось, на стыке многих научных дисциплин. Выдвинуть такую концепцию мог только энциклопедически образованный человек, каким и был А.Л.Чижевский. Но широчайший кругозор необходим также и для понимания и оценки его концепции. Увы, для нашего времени характерна узкая специализация, новых Ломоносовых оно не рождает.

При обсуждении концепции А.Л.Чижевского часто высказывались (хотя и не публиковались) некоторые возражения по поводу ее существа. Отметим следующие: недостаточная математическая проработанность концепции на основе современных статистико-вероятностных методов;

сведение социально-исторических проблем к психологическим, с особым акцентом на феномене массовой истерии.

Подобного рода претензии лишь подчеркивают настоятельную необходимость дальнейшей разработки концепции А.Л.Чижевского на уровне современной науки, анализа введенных в ней упрощений, отказа от устаревших моментов, свойственных ей, как и любой научной концепции. Ведь речь идет о наиболее приоритетных вопросах современной культуры. Будем же надеяться, что русский космизм, открывший дорогу к пониманию будущего,

- в том числе концепция А.Л.Чижевского, - помогут человечеству и нашей Родине, России найти выход из временного тупика, в котором оказалась современная цивилизация.

К 100-летию со дня рождения А.Л.Чижевского

По рукописным материалам Архива РАН (г. Москва)

Подготовлено к изданию Л. Т. Энгельгардт - зав. сектором по изучению творческого наследия Чижевского ГМИКим. К.Э.Циолковского

Основное начало мироздания. Principium Universale Circulationis.

Система космоса. Проблемы. Le Sisteme de l'Univers. Les problemes.

 

На данной странице размещен (цитирован) материал с замечательного сайта http://books.mystic-world.net/

Спасибо!

 

Адвайта Лайя Йога Занятия по Йоге

 

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz