Адвайта Лайя Йога Занятия по Йоге

И.В.Бойко

ПУТЬ ВРАЧА И УЧЕНИЕ

Многие читатели газеты наверно отметили, что множество ма­териалов приходит от педагогов, историков, филологов, но очень мало от профессиональных врачей. Мой врачебный стаж 8 лет, за это время успел защитить кандидатскую диссертацию, стал препода­вателем института усовершенствования врачей. Преподавал среди врачей различных медицинских учреждений, приезжающих из разных городов и сам неоднократно бывал в командировках от Смоленска до Воркуты. Честно говоря, однозначно с абсолютной уверенностью объяснить такую ситуацию не могу.

С одной стороны, еще Е.П.Блаватская заметила, что "теорети­чески медицина - самая добрая наука, но в то же самое время ни­какая другая наука не проявляет столько примеров мелочных пред­рассудков, материализма , атеизма и злобного упрямства" ("Разоб­лаченная Изида" т.1, глава 3). Одна из важнейших причин состоит, возможно, и в том что практическому врачу психологически очень сложно перейти от рутинного исполнения "функции врачебной долж­ности" (это официальный термин из учебника, по которому я учил­ся) к той медицине, которая раскрывается в Учении. "Если человек заболел, то, значит, он не имел друга врача. Пусть врач не будет могильщиком, но другом человечества" (Надземное, 199). В этом афоризме Платона заключено понимание всеобъемлющей целостной ме­дицины, от которой наше официальное здравоохранение стремительно уходит несмотря на принятую по соображением экономии бюджета доктрину "семейной медицины".

Психологический барьер между официальной медициной и расхо­жей экстрасенсорикой невысокого пошиба, уповающей на пасы рука­ми, властные взгляды и "даваемые установки" совсем невелик. Тем более, что такого рода явления относительно хорошо объясняются с позиций современного естествознания, если не понимать его догма­тически. Но такого рода деятельность - это ведь совсем не то, к чему должен прийти врач, стоящий на позициях Учения. Это то, что надо миновать. Кстати, по моим наблюдениям, к такого рода "мето­дам лечения" в стиле Чумака или бабы Нюры среди грамотных врачей тяготение крайне небольшое. Большинство "биоэнерготерапевтов" не обременены медицинским образованием.

Итак, экстрасенсорику такого пошиба - в сторону. К чему же и как должен прийти врач, вставший на позиции Учения? Прежде всего к качественному расширению сознания и духовному совершенс­твованию, а конкретная форма деятельности может иметь очень раз­ные формы. Об этом я и постараюсь рассказать, исходя из своего жизненного опыта. Написать программную статью о том, какой долж­на стать медицина, обновленная с позиций Учения, - значит взять­ся за очень многогранную работу, для которой, как мне кажется, у меня сейчас нет достаточного опыта и материала. Поэтому сейчас ограничусь своим ответом на вопрос, каков же путь врача от тех­нократической медицины к медицине будущего, основанной на пози­ции Учения. Писать буду опираясь на свой опыт, поэтому статья автобиографична.

Со книгами Вивекананды, В.М.Сидорова а затем и со "Знаками Агни-Йоги", познакомился лет в 15-16. С тех внутренне ощущалось тяготение к тем горизонтам, которые раскрываются Учением. Зани­мался аутотренингом, обнаружились умеренные способности облег­чать боли у других. Правда, рядом был опытный наставник, четко указавший, что это путь не для такого возраста, главное - расши­рение сознания. Поступая в медицинский институт, хотел выбрать специальность, где можно было по неявным признакам, сопоставляя одно с другим, найти причины и пути лечения, казалось бы, необъ­яснимых заболеваний.

После поступления в медицинский институт мое первое крайне неприятное впечатление было связано с тем, сколько среди будущих врачей оказалось пошляков, матерщинников, курильщиков и любите­лей выпивки. Вряд ли можно без умопомрачения объяснить, как мо­жет сочетаться искреннее желание лечить и приносить благо со смачным распеванием песенок, где строки из стихотворения "Я пом­ню чудное мгновение" чередуются с нецензурными словечками. Очень неприятным впечатлением времен моей учебы в медицинском институ­те был и безбрежный разгул "комсомольско-молодежной работы". В настоящее время для лицемеров отпала необходимость в такого рода театре, зато безудержно разрастается душок мелкого и крупного торгашества.

Тогда это был просто эмоциональный шок. Теперь, имея уже определенный опыт, считаю, что нет большей беды в современной медицине, чем низкая духовность многих ее работников. Ее самое циничное выражение - психоэмоциональная агрессия на больного или своих коллег. Менее явное, но не менее разрушительное проявление низкой духовности - разного рода разновидности неисполнения дол­га.

Неисполнение долга проявляется чаще всего не прямым отказом в оказании помощи в угрожающих жизни ситуациях, а халтурной ра­ботой. Чаще всего невыполнение долга проявляется в перепасовыва­нии больных от одного "узкого" специалиста к другому, лишь бы самому не утрудиться, выписке (опять-таки отпихивании от себя) недолеченных больных. Это и проведение медосмотров, когда на вредных производствах врач "осматривает" до 100 человек в час, не утруждая себя выявлением даже явно запущенных случаев профес­сиональных заболеваний. С моей точки зрения, одной из форм хал­туры ( в сочетании уже с узким сознанием врача) в медицине явля­ется бездумное выписывание множества лекарств, подобранных по фирменному и формальному признаку. Ситуации, когда больному путем механического объединения рекомендаций по "комплексному лечению" пришлось бы принимать по два-три десятка таблеток в день, встречаются очень даже нередко.

Низкой уровень сознания в сочетании в невысокой духовностью нередко проявляется сплавом меркантилизма, технократизма и "уз­кой специализации". Типичная ситуация: мы свои исследования (свои манипуляции) выполнили, свои деньги получили ( по 100 дол­ларов за поставленную на зуб коронку, или по 100 тыс. руб. за выполненную эндоскопию), а почему развилась болезнь, каково сос­тояние всего организма и что будет с больным - нам, честно гово­ря, неинтересно. Еще более обидный для больного вариант: я у Вас по своей части (своими методами исследования) ничего не нахожу, отчего Вам плохо сказать не могу, поэтому идите от меня, дальше (а перед уходом деньги заплатить не забудьте).

Такого рода явления - опаснейшая гниль, своего рода злока­чественное новообразование (все-таки - новообразование, так для лучших представителей классической медицины такое было несвойс­твенно), без уничтожения которого медицина будущего будет если не соавтором, то свидетелем вырождения человека.

Поэтому необходим переход от формального отношения к боль­ному к искреннему и доброму, и от бездумного рассмотрения болез­ни в "узком разрезе" своей специальности к рассмотрению при каж­дом заболевании состояния всего организма, включая эмоции и пси­хику. Поэтому в масштабе страны нельзя радикально улучшить сис­тему здравоохранения, не изменив сначала сознание тех, кто учиться сейчас в медицинских училищах или медицинских институ­тов. Но начинать необходимо прежде всего с себя, оценки своего сознания и своего морального облика. С низким состоянием созна­ния и разрушением моральных принципов связано широко распростра­нившиеся неисполнение врачебного долга.

А как же с расширением сознания, выбором своего места, рода деятельности?

Пока учился в институте к "узкой специализации" не тянуло. Свое желание - по неявным признакам найти корень заболевания скорее видел в терапии, очень нравилась эндокринология (в Учении можно найти немало о связи желез внутренней секреции с психичес­кой энергией). Пока учился ощущения "узости" европейской медици­ны не возникало, в основном попадались случаи, которые не ле­карствами, так хирургией или физиотерапией, пусть не радикально, но коррегировались. После института учился в ординатуре, затем в аспирантуре, по такой казалось бы, экзотической области как про­фессиональные болезни. Здесь сделаю небольшое отвлечение: для нашей страны проблема профессиональный болезней на самом деле - весьма актуальна. Были и есть предприятия, где порядка 50% и бо­лее работающих страдают профессиональными заболеваниями из-за крайне неблагоприятных условий труда. Многие широко распростра­ненные вредные факторы (шум, вибрация, тяжелые металлы) калечат в первую очередь тонкое тело, а потому уже нервы и мышцы. Если к этому будет интерес читателей - статья на эту тему мною будет подготовлена.

Контакт с такого рода больными вызывает тоже потрясение, только не столь острое, как хамство и пошлость. Кране тяжело сталкиваться с множеством больных с хроническими вялотекущими изнуряющими заболеваниями, которые практически не поддаются ни лекарственной, ни традиционной физиотерапии. Сейчас появилось множество импортных препаратов - и они практически малоэффектив­ны. Впрочем, такого рода больные - удел не только врачей по про­фессиональных болезням. Обойдите старушек-пенсионерок, поговори­те с пожилыми соседями и знакомыми. Также найдете множество больных с "артрозом", "хондрозом", болезнями желудочно-кишечного тракта и вообще не укладывающимися ни в какие академические рам­ки болевыми синдромами, - таких больных, которые просто не ходят в поликлинику из-за бесполезности ходить туда.

И здесь напрямую встают вопрос о расширении сознания. Или махай на все рукой (что есть регресс и разложение), либо осмыс­ливай механизмы болезней и их лечение с новых для себя позиций. Иного выхода просто нет. Можно, конечно, уйти в узкую специали­зацию, выбирая из большого количества больных лишь некоторых, у которых можно применяя мощные сильнодействующие лекарства или хирургические методы лечения добиться в чем-то ощутимого улучше­ния. Хороший пример: хирургическая коррекция зрения в центрах микрохирургии глаза: врачи, специализируясь на одной-двух опера­циях, как правило довольно эффективно избавляют пациентов от близорукости (имея при этом довольно хорошую зарплату), но даль­ше микрохирургической коррекции зрения их интересы вряд ли расп­ространяются. Здесь опять нужно заметить: у основателя центров микрохирургии глаза Святослава Федорова можно найти много инте­ресного и положительного, но узкая технократизация для медицины будущего не приемлима.

При острых, угрожающих жизни состояниях, как правило, бла­годаря грамотному применению сильнодействующих лекарств и до­вольно сложной медицинской аппаратуры, при квалифицированных и старательных действиях врача, как правило, удается избежать смертельного исхода. Поэтому врач, ограничившийся узко реанима­тологией или неотложной хирургией, в принципе, может испытывать моральное удовлетворение, если работает в хорошо оснащенной кли­нике. Иная ситуация у большинства других врачей, в практике ко­торых хронические вялотекущие заболевания являются своеобразным "бичом": больных они изнуряют довольно сильно, ни лекарства, ни традиционная физиотерапия существенно не помогают. Довольно адекватным примером является упорно держащийся болевой синдром при хроническом радикулите.

Итак, узкая технократизация нас не устраивает. Где же спа­сение для облегчения тысячам страждущих с букетом малопонятных изнуряющих заболеваний? Выход один - осваивать целостный подход к человеку, к действительным законам жизни и здоровья, в том числе и деятельности тонкого тела. Во-первых, и это главное, чи­тая Учение, продумывая и сопоставляя его с жизнью, находя пути внедрения - расширяешь сознание. Это не только общая декларация. Врач, потрудившийся сделать выписки на медицинские темы, найдет много даже конкретных описаний механизмов развития и лечения за­болеваний, в том числе, и труднообъяснимых с точки зрения офици­альной медицины. Например, полиневропатии (невриты), туберкулез, судорожные состояния у детей и многое другое. Указана связь с пространственными токами так называемых "вегето-сосудистых дис­тоний" и "астенических состояний", эпидемий воспаления слизистых оболочек. Всего не перечислишь.

И наконец, есть строгие указания на традиционные средства официальной медицины, явно вредные для тонкого тела, например, препараты брома, постановка банок. Если внимательно посмотреть, нет ли среди своих пациентов больных с явно огненными заболева­ниями, немалое количество людей можно спасти от ненужного или даже вредного для них "лечения". Не стоит далеко ходить за при­мерами. Многим, вероятно, встречались маленькие дети с аденоида­ми, увеличенными и регулярно воспаляющимися миндалинами. Прошла волна оперативного удаления миндалин и аденоидов, чтобы убедить­ся, что последствия таких действий могут быть неблагоприятны для ребенка. Сейчас к такого рода операциям отоларингологи относятся с обоснованной прошлым опытом настороженностью. Но многие ли за­думались над ясным указанием, что "вздутие и раздражение желез указывают на сопротивление темным силам" ("Мир огненный", часть П, 233) и, что огненные явления лечатся не антибиотиками и меха­ническим удалением огненного аппарата, но огнем же?

Очень много действенного и созвучного Учению можно найти в традиционной восточной медицине. Я взялся за освоение иглотера­пии. Радикального излечения не достигаю, так как метод не ради­кален, и чаще дает временный эффект ("Мир огненный, часть 1,

315). Но, как правило, удается заметно или даже существенно улучшить состояние больного там, где традиционными для нашей ме­дицины методами это было практически не достижимо. Освоение ме­тодов традиционной восточной медицины имеет еще и такое сущест­венное преимущество: восточная медицина исходно рассматривает человека целостно, позволяя объяснить целый ряд, казалось бы несвязанных болезней, одной причинно-следственной цепью.

Сейчас появилась модифицированная методика иглотерапии, из­вестная под названием "Су-Джок терапии", которая наконец-то об­ратила внимание на связь казалось бы необъяснимых заболеваний с чакрами.

Концепции традиционной китайской медицины или Су-Джок тера­пии существенно уже Живой Этики, но представляют интерес для изучения и использования. На пути к новому не следует пренебре­гать и традиционным опытом Востока. Тем более, что теории тради­ционной восточной медицины за счет целостного подхода к человеку нередко весьма простыми средствами позволяют лучше помочь чело­веку, чем "узкие специалисты" европейской медицины. Вспоминаю одну больную, которую "профессионалы" из НИИ уха, горла, носа, расписавшись в своем бессилии справиться с наступившей глухотой на одно ухо, отправили к колдунам и экстрасенсам. Колдун, раско­шелив пациентку на вовсе не символическую сумму, поплевал в ра­ковину "вселившимися чертями", отчего больной стало еще хуже. Никому не пришло в голову задаться вопросом, что общего между появившимися на протяжении двух-трех лет патологией родовой дея­тельности, выпадением волос и потерей слуха? С точки зрения вос­точной медицины - это следствия одной причины (недостаточность канала почек). Проведенная с этой позиции иглотерапия в сочета­нии с приемом отвара валерианы дала умеренное улучшение. Умерен­ное - не радикальное, но это лучше, чем полное отсутствие эффек­та от действий "узких" специалистов.

Сделаем еще одно отвлечение, на этот раз об отношении к ле­карствам. Вопрос о применении лекарств требует специального ос­вещения. Современная медицина пересыщена океаном патентованных готовых лекарств, бездумное применение которых, в основном, только увеличивает доходы фармацевтического бизнеса. Совершенно отрицать необходимость синтетических лекарственных препаратов - тоже недопустимая крайность. Обосновано будет, вероятно, выде­лить две или три сотни проверенных многолетним опытом препара­тов, которые могут применяться по своим показаниям с эффектом и без ущерба для других функций организма. Ряд лекарственных пре­паратов, например, сердечные гликозиды (препараты строфанта) прямо одобрены в Учении. Поэтому применение синтетических ле­карственных средств допустимо, если они явно показаны. Как пра­вило, это острые заболевания, где для скорейшего выздоровления надо помочь организму, либо обострения хронических, где организ­му нужен временно "костыль". Как правило, к сожалению, даже хо­рошие и аппробированные лекарственные препараты являются лишь "костылями", которые, приводя ближе к норме сильно измененные параметры организма, помогают работать перегруженным органам или системам. На причину заболевания и даже на наиболее важные звенья механизма развития заболевания они, как правило, не вли­яют. Хорошей иллюстрацией является традиционное для европейской медицины лечение гипертонической болезни.

Следовательно, если на сегодняшний момент по уровню знаний не найти ничего лучшего, воспользуемся в минимально необходимой степени услугами аптеки, но для будущего будем иметь в виду, что "лекарство йога не из аптеки" ("Иерархия", 222) и, что "наши ле­карства хороши как дополнение к психической энергии" ("Мир ог­ненный", П, 194)

Учение прямо одобряет и гомеопатию, которая ближе к естест­венному восстановлению равновесия организма, но она тоже не яв­ляется панацеей и может быть успешна лишь при сильной психичес­кой энергии врача, ее применяющего. С гомеопатией нередко соче­тается диагностика по методике западногерманского врача Фоля, которая регистрируя слабые электрические изменения в определен­ных точках кожи характеризует на основе этой информации состоя­ние целостного организма и пытается предсказать реакцию организ­ма на запланированное лечение.

Всяческого одобрения заслуживает и фитотерапия, но в ней очень мало разработок, опирающихся на понимание психической энергии растений, а не их химического состава.

Поэтому, не отрицая единым махом все лекарственные препара­ты, будем использовать их минимально необходимо, стараясь перей­ти к регулирующим и нормализующим методам воздействия, сочетая это с улучшением образа мыслей и жизни больного. Как отмечалось при записи книг Учения, "ни в одной врачебной школе не препода­ется психология" ("Аум", 219). На деле так и до сих пор. Есть курс "медицинская психология", но на моей памяти он остался бес­помощным собранием педагогической халтуры. Хотя можно привести множество случаев из каждодневной практики, когда психологичес­кие конфликты либо отягощали течение болезней, либо провоцирова­ли такие симптомы, что и диагноз четко не поставишь. Это отмети­ли работающие в Петербурге врачи-последователи П.Иванова, кото­рые стали анализировать обстановку в семье у тех больных, кото­рым не помогает механическое обливание водой. Хорошо бы им сде­лать еще один шаг к признанию того, что конкретная психологичес­кая помощь куда важнее механического обливания, которое и полез­но то не всегда.

Применительно к роли психики больного в развитии заболева­ния вспоминаю одного из больных, у которого вследствие постоян­ного недовольства начальством, детьми, обедом и женой на фоне наложившихся жизненных неурядиц развились стойкие ноющие боли в пояснице. Лечили его в поликлинике, понятно, не от отложений им­перила, - сначала поднакачали букетом болеутоляющих и противо­воспалительных препаратов, затем добавили лазеротерапию на пояс­ницу. В итоге два месяца малоэффективного лечения.

Ни одна из существующих методик диагностики и лечения не является до конца совершенной и оптимальной. Очень хотелось бы указать - вот здесь или там заключен синтез Учения, но есть лишь материал для будущего синтеза. "Невозможно установить один спо­соб лечения. Следует помнить, что все лекарства являются лишь средствами вспомогательными. Без всеначальной энергии никакое лекарство не окажет должного действия. Нельзя делить врачей на аллопатов и гомеопатов. Каждый применит лучший метод индивиду­ально. Также врач знает основную энергию, которая будет фактором скорейшего выздоровления". ("Братство", 11).

И вот что очень важно. Как только Вы начинаете вдумчиво и старательно лечить больных, каким именно методом - не главное, постепенно в работу включается Ваша психическая энергия. Это не есть появление "магнетизма и гипнотизма". Это, что важно, прояв­ления более высокого порядка. С одной стороны, обостряется инту­иция. На основании, казалось бы, малосущественных жалоб и симп­томов появляется интуитивное предчувствие о том, где же корень заболевания. Психическая энергия больному, если и передается, то не пасами и властными взглядами. Это может происходить минуя сознание. Кстати, если возникает ощущение использования своей психической энергии в лечении, очень эффективен для восстановле­ния отвар корней валерианы.

Здесь естественно возникает вопрос, как на практике осу­ществить вышеуказанные принципы с рутинной текучкой и беготней? Если на врача приходиться от 4 до 10 больных в час, можно ли ра­ботать вдумчиво и индивидуально? В тех условиях, которые тради­ционно сложились в большинстве государственных лечебных учрежде­ниях, действительно, вдумчиво и индивидуально работать крайне сложно. В такой ситуации придется настойчиво добиваться измене­ния своего, а может быть и не только своего, положения. Пройти подготовку по иглотерапии, медицинской психологии, гомеопатии или фитотерапии возможно в большинстве институтов усовершенство­вания врачей. Далее приходиться либо иногда буквально сражаться за открытие на старом месте работы кабинета иглотерапии, фитоте­рапии, гомеопатии с приемлимой нагрузкой по числу больных в день, либо, не исключена и смена места работы. Как правило при­ходиться, с одной стороны, выдерживать наскоки откровенных дура­ков и самодуров, с другой стороны, избегать и перегиба в беспар­донную коммерциализацию.

За 2-3 месяца усовершенствования, например, по гомеопатии или иглотерапии, можно, в лучшем случае, пройти основы метода. Доучиваться придется всю оставшуюся жизнь. Если не халтурить, золотых гор на этих методах лечения не стяжаешь. Утомляемость, как правило, возникает сильная. Но моральное удовлетворение по­лучать будешь, и можно приближаться к Учению, не забывая о своем моральном облике.

Как мне представляется, немаловажно объединение врачей-еди­номышленников вокруг газеты "Знамя Мира" или института Человека, или по параллельным каналам - тут как сложатся возможности. Для желающих поделиться опытом или задать вопрос прошу привести в конце статьи мой домашний адрес: 195299, Петербург, Киришская ул., д.7, кв. 69, Бойко Ивану Васильевичу.

E-mail: Laa@monolit.spb.su - с пометкой "Для И.В.Бойко"

Статья в сокращенном виде опубликована в газете "Знамя Мира"

 

На данной странице размещен (цитирован) материал с замечательного сайта http://books.mystic-world.net/

Спасибо!

 

Адвайта Лайя Йога Занятия по Йоге

 

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz