Адвайта Лайя Йога Занятия по Йоге

ИСКУССТВО ЗАЖИГАТЬ СЕРДЦА

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ

(из материалов VI научно-педагогической конференции «Школа у порога Нового Мира»)

Конец XX века характеризуется мощным подъемом в различных областях точных наук и преобладающим проявлением холодного интеллекта в духовной и психической сфере человека. Техническое мышление и сознание человека, технократический путь развития общества и цивилизации достигли своей кульминационной точки, за которой последовал цикл инволюции, старения, дряхления, что привело к нравственной деградации человека как духовной сущности -звена единой цепи космической эволюции. «Нужно принять технократию как уловку темных. Много раз устремлялись темные на механические решения. У них была надежда занять человеческое внимание, лишь бы отвлечь от духовного роста. Между тем, решить проблему жизни можно только расширением сознания...»'. Современное человечество достигло той ступени развития, когда существующий разрыв между духом и материей, общим и частным, универсальным и специальным достиг своего апогея и может привести планету к катастрофе. Никакие изменения в жизни людей невозможны, если не произойдет изменения в их сознании. Что может помочь человеку понять, что, только изменив себя, можно изменить мир? Газеты? телевидение? - там нет ничего, кроме пропаганды лжи, насилия и правительственных потасовок. А наука? Что может дать безнравственный, безответственный ученый, открытия которого приносят человечеству и всему космосу столько несчастья и разрушения. Возможно, медицина поможет ответить на этот вопрос? Но как может помочь врач, исследующий и врачующий не души людские, а тело физическое, исправляющий следствие, а не причину? Возрождение человека есть насущная необходимость. Если в ближайший исторический период не состоится пробуждение духовных качеств человека, у человечества не будет ни Новой Эпохи, ни вообще будущего.

И вот решать эту важнейшую проблему, проблему духовного обнищания, нужно срочно, начиная с воспитания подрастающего поколения. «Пусть воспитание идет впереди образования»2. Воспитание - это фундамент в творческом процессе воссоздания человека. Потому что «человек» - ЭТО ВЕЧНОСТЬ, «это дух, приходящий в веках», это индивидуальность, это то, что никогда «не может прекратить своего существования хотя бы потому, что оно никогда не начиналось - оно было вечно с бытием самого Пространства и Материи.»3 А временная физическая оболочка, называемая личностью, накапливает знания, умения, навыки в каком-либо из воплощений и трансформирует их через себя. Ведомая Высшей Триадой истинного «Я», она становится индивидуальностью, если мы достигаем гармонии человеческой сущности. Гармония - это созвучие. Прекрасное созвучие тех элементов, которые в музыке ласкают слух, в живописи услаждают зрение, а в учебно-педагогическом процессе дают возможность «открыть, расширить и развить сознание», не отрывать образование от духовного становления.

Три года назад по инициативе Международного Благотворительного Фонда «Духовное Возрождение» была создана педагогическая секция, которая занялась разработкой программ для начальной школы нового направления. Опираясь на Учение Жизни — Учение «Живая Этика», — мы поняли, что основы качественно новой педагогической концепции Учения дают возможность помочь ребенку осознать себя, почувствовать себя частью мироздания, принять ответственность за все свои мысли и дела. А также указывают средства для самого скорейшего достижения этих и других задач, а именно: Путь Сердца. «Можно думать мозгом или сердцем. Может быть было время, когда люди забывали о работе сердца, но сейчас время сердца, и мы должны сосредоточить наши стремления по этому направлению... Мы должны ввести в сферу сердца весь мир, ибо сердце есть микрокосм сущего. Кто не вдохновится великим понятием сердца, тот умаляет свое собственное значение. Так не умалим то, что дано нам как вместилище Благодати»4. Мозг - прошлое. Сердце - будущее. В наступающую эпоху, эпоху духовного возрождения, именно сердце, которое является вместилищем трех миров, синтезом всех человеческих накоплений, преобразователем и трансмутатором всех энергий, именно сердце и есть кратчайший путь достижения Духовных Знаний.

В основу разрабатываемых учебных программ был положен Космический Закон Сотрудничества «От сердца к сердцу». Мы начали преподавание с цикла эстетических дисциплин, понимая, что через искусство, где наиболее полно сконцентрированы все основные духовно-нравственные аспекты человеческого сознания, мы можем работать на сердечном уровне, давая возможность ребенку самому постичь себя, свое предназначение.

Целенаправленное изложение материала эстетического цикла за три года работы дало свои положительные результаты. Развитие творческих способностей ребенка сказывается на улучшении его мыслительной деятельности, а также позволяет ему более многогранно выразить свое мироощущение и дает возможность постоянно расширять и пополнять свой духовно-нравственный потенциал, что положительно отражается на всем процессе обучения. Все это помогло нам понять, что нельзя вводить эстетический цикл как нечто отдельное, не имеющее связи со всеми общеобразовательными дисциплинами. Нельзя летать с одним крылом. И если мы хотим воспитать гармонично развитое поколение, то весь процесс обучения должен быть выстроен как единый целостный организм. Единство цели и задач, а также межпредметная связь, строящаяся «от общего к частному», помогут не только пополнению знаний и умений, но и дадут ребенку возможность полного раскрытия своих индивидуальных способностей. Учитывая, что «единство в многообразии», программы были построены таким образом, чтобы дать детям понимание того, что все в мире взаимосвязано. И поэтому, раскрывая какую-либо тему, мы проводим ее как ведущую по всему циклу дисциплин, осуществляя этим взаимосвязь предметов и давая целостное восприятие окружающего. Каждый, урок - это не просто изложение какого-то материала. Будь то сказка или рассказ, разбор музыкального материала или математическое уравнение, жизнеописание Великих Учителей или путешествие в какую-либо эпоху - все проникнуто стремлением дать возможность раскрыть ребенку свою индивидуальность через наивысшие человеческие ценности, такие как Любовь, Доброта, Радость, Красота и т.п..

Утончение сердца должно идти параллельно с развитием мышления, и это последнее является вторым основополагающим моментом, на котором базируется наша программа:

«Постигая себя - постигаем мир». Не навязывание определенных норм и требований, а создание творческого состояния взаимообмена информацией на уроках позволяет ребенку чувствовать себя полноправным соучастником процесса обучения. Ученик входит в контакт с учителем, умело направляющим его к новым самостоятельным открытиям во всех областях знания, позволяющим ему иметь свое собственное мнение и аргументирование отстаивать свою точку зрения. Очень часто на уроках применяется метод целенаправленного недообъяснения. Даются как бы вехи с предложением самостоятельного прохождения какого-либо отрезка пути и решения каких-то проблем или задач, стоящих в данный момент перед ребенком, что позволяет увлечь ребенка работой, прививает элементы настойчивости, устремленности, дает пищу воображению.

Создание на уроках постоянной атмосферы радости и восторга помогает лучше выявить и усовершенствовать способности, принесенные маленьким человеком из прошлых жизней. «Помочь скорейшему и качественному установлению того, что человек имеет в недрах своей космической индивидуальности плюс обеспечить возможность дальнейшей эволюции творческих сил, знаний и лучших духовных качеств новой личности»5 - в новой педагогике это одна из задач, которую мы стараемся разрешить. Развитию и усовершенствованию мышления и сознания способствует также специально подобранные психотехники, направленные на раскрытие таких качеств, как наблюдательность, зоркость, дружелюбие, добросердечие, терпение, мужество и т.п. Это не просто тренинг, а создание таких игровых ситуаций, где правила игры максимально приближены к решению каких-либо определенных проблем. Ребенок учится мыслить самостоятельно, анализируя, обобщая, исходя из своего опыта, знаний, и далее, по принципу аналогии, применяет их в жизнь. Научиться мыслить не только правильно и красиво, но «ясносияюще» — это ли не искусство? И если мысль — это огонь, который может или зажечь, или испепелить, как важно дать детям правильное представление о мысли, о взаимосвязи Макро- и микрокосма, об ответственности друг перед другом и перед Вечностью.

Но самое главное, на наш взгляд, в воспитательно-образовательном процессе -это научить детей творить в себе и вокруг себя, не забывая о том, что мы — часть целого. И это работа всей жизни, а может быть, даже не одной. И здесь Учитель является тем связующим звеном, которое способствует объединению Высшего и земного. В человеческом сознании Принцип Учительства призван олицетворять один из глубинных Космических Законов. В Живой Этике понятие Учитель - это один из краеугольных камней всего Учения. «Необходимо утвердить новый подход путем принятия понятия Учителя... Когда люди примут понятие Учителя, тогда приготовится новая ступень. Очень. очень много теряет человечество... Все новые пути закрыты человечеству и искания должны начаться с этого принятия.»6 И на какой бы ступени ни находился Учитель, - будь то Учитель планетарного масштаба или школьный учитель, - задача у него одна:

помочь человеку стать Человеком, помочь принять человечеству путь духовного совершенствования, путь преображения себя, своего сердца, своего сознания во имя Новой Эпохи. И если учитель имеет в себе Любовь, Веру и Терпение, если он сознательно думает о том, как заронить зерна духовности в сердца детей, такой учитель никогда не собьется с «пути сотворения душ человеческих», не истощится в давании своей сердечной теплоты. Умение оценить, увидеть, прозреть, понять каждого маленького человека- это один из главных критериев учителя. А понимание того, что каждый урок - это Урок Жизни как для ученика, так и для учителя — это уже Высшая Мудрость Учителя. Никогда не возможно знать того, что не имеешь. Талант педагога - это качество прошлых накоплений, бесценный опыт многих жизней. И как бы учитель ни старался преподнести какой-то материал, даже самая Высшая Истина не будет принята детьми, если сам он не обладает той целостностью, когда равновесие и спокойствие являются не внешней видимостью, а внутренней необходимостью. Становясь чище, лучше, светлее, мы создаем в себе тот мощный магнит притяжения, к которому моментально притягиваются детские души. Можно долго и много учиться педагогике, но если в сердце, в душе, в духе нет Любви - этой Божественной Мудрости, - невозможно продвижение вперед ни для ребенка, ни для учителя. Воспитание детей — это особое искусство, искусство зажигать сердца!

Приняв Основы Учения и применяя их к жизни, мы входим в эволюционный поток, возлагая на себя определенные обязательства: постоянное совершенствование, сердечная чистота, расширение и углубление своего сознания в постижении и утверждении в жизни Законов Космоса в их Космическом Велении, чтобы познав Истину, передать ее другим!

С.Сосновская

1. Братство, 32.

2. Е.И.Рерпх, т. 1,28.08.3!.

3. Ю. Долгих. «Эзотеризм и экзотеризм». «Дельфис» №2 1996г., с.38-39.

4. Сердце, 343.

5. Cep6iie,345.

6. Мир Огненный, 173.

 

Я— БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ, ИЛИ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ

Мои первые шаги в педагогике. Я участвую в процессе обучения и воспитания, поэтому пытаюсь размышлять о том, что же такое процесс обучения и какими качествами должен обладать педагог.

Каждый человек видит идеального педагога (как и просто хорошего человека) по-своему. Каждый присвоит ему те качества, которые находятся в зоне его ближайшего развития (есть такой термин в психологии). Человек не будет описывать те качества, до которых он еще не дошел на своем пути — он их не видит, не понимает их. Он не опишет те качества, которые он в себе уже развил — они для него естественны, и о них он уже не думает. Мы пытаемся изменить в других то, что необходимо изменить в себе. Причем, если одного человека интересует качество А, а другого качество Б, это значит, что каждый из них идет своим путем по жизни, и им обоим есть чему поучиться друг у друга. Мы меняемся, а следовательно, и наши взгляды на желаемые качества преподавателя (или другого профессионала) могут меняться со временем.

«Любой цветок неотвратимо вянет

В свой срок и новым место уступает.

Так и для каждой мудрости настанет

Час, отменяющий ее значенье;

И снова жизнь душе повелевает

Себя перебороть, переродиться,

Для неизвестного еще служенья,

Привычные святыни покидая...»'

Иногда у педагога, как и у любого профессионала, возникает вопрос (особенно, когда что-то не ладится): «Свое ли место он занимает?» Свое! Бог, а может Вселенная, доверили вам (и мне) эту задачу — быть Учителем. Не случайно привела судьба на это место — ничего случайного не бывает — чтобы вы чему-то научились, освоили свои какие-то возможности. И эти дети не случайно пришли к вам, а чтобы научить вас чему-то. Давайте присмотримся к ним, прислушаемся. Жизнь ставит нам задачи, и мы решим их (куда мы денемся, придется решать), и делать это желательно осознанно, понимая, что каждая проблема, каждое событие — это урок для всех его участников, это стимул для внутренних изменений. Более того, когда перед вами перестанут возникать проблемы, и вам некуда будет изменяться — вы перестанете быть учителем (по крайней мере для данной категории учеников), придется искать новые задачи для решения.

«Когда человек становится профессионалом — профессия становится не нужна.»2

Итак, я нахожусь на определенном уровне развития моего профессионализма в области педагогики. Мне предстоит долгий путь освоения профессии. Не стоит забывать, что и профессия будет осваивать меня — процесс обоюдный.

Так что же я хотела бы видеть в хорошем учителе сегодня?

«Лучший педагог — это Солнце.

Чтобы подогреть других — надо быть теплым,

Чтобы осветить других — надо быть светящимся,

Чтобы оживить других — надо быть живым существом.

Настоящий педагог должен излучать качества,

которым он хочет научить.»''

Я думаю, что педагог должен быть путеводной звездой в тех вопросах, которые он развивает в учениках, то есть, он должен обладать знаниями и качествами, в десятки раз превышающими тот объем, который он предполагает развить в своих учениках. Именно развить, а не объяснить или научить. Мне очень понравилось высказывание Ш.А.Амонашвили на одном из семинаров: «В бревне уже есть огонь, его только надо оттуда извлечь». И мы подносим к нему горящую ветку. Процесс обучения — это совместное горение.

Я думаю, учитель должен постоянно учиться, быть вечным учеником. Он должен идти по лестнице вверх, увлекая за собой учеников. Как только он остановится на какой-то ступени, он будет мешать движению вверх. Возможно, бывшие ученики будут обгонять его, возможно - оставаться вместе с ним. Но в мире нет ничего неподвижного, все Космические Законы - это движение. Как только кто-то остановился, он начинает скатываться назад. Если нет устремления, начинается разложение, загнивание (чистой бывает только проточная вода). И все это распространяется в той среде, которую учитель недавно увлекал за собой.

Учитель должен обладать внутренней уверенностью правильности своего пути. Для этого надо быть достаточно духовным человеком, чтобы чувствовать ту неведомую силу, которая ведет вас по жизни и доверять ей. Из описания биографии Наполеона мне запомнилось его отношение к судьбе. Он считал, что будет жив, пока не исполнится его миссия, когда же его миссия будет исполнена - ничто его не спасет. Поэтому он не имел охраны и не боялся снарядов во время войны.

Я думаю, наступит время, когда я буду входить в класс и одним своим присутствием создавать спокойную рабочую обстановку. Школа не случайно пришла в мою судьбу, и мне надо многому научиться.

Надо помнить, что каждый человек (в том числе ребенок) идет своим путем. Он родился в определенное время. Ребенок вышел из матери и оказался в различных полях (информационных, эмоциональных и других, о которых мы можем не знать). Согласитесь, что состояние природной и общественной среды, например, в 50-е и 80-е годы отличается. И этот отпечаток впечатлений, полученный человеком в момент рождения, он пронесет через всю жизнь. И только это уже дает определенные способы восприятия окружающего мира, смысла происходящих событий. Грубо говоря, мы имеем приемник с определенным диапазоном воспринимаемых частот, другие он не воспринимает, не замечает, не акцентирует на них внимания. Поэтому мы иногда (а при более тонкой настройке - всегда) говорим на разных языках. Далее ребенок развивается в социальной среде с определенными установками. Мы помним, что социальные установки в 50-е и в 80-е годы тоже отличались. Дети в 17 лет сейчас читают не те книги, которые мы читали в их возрасте, а те, которые мы читаем сейчас. Уровень философского осмысления жизни у 17-летних сейчас такой же, как у 30-летних и 40-летних, просто им также трудно справиться со своим эгоцентризмом, как и всем 17-летним. Весь философский подход к жизни общества изменился, вместе с обществом изменились и дети. Меня это иногда восхищает: какими они будут? И чем мы им можем помочь?

«Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли.

Ибо у них есть свои мысли...

Вы можете дать пристанище их телам, но не их душам.

Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня, где вы не можете побывать даже в снах.

Вы можете стремиться походить на них, но не старайтесь сделать их похожими на себя.

Ибо жизнь не может идти вспять и задерживаться на вчерашнем дне.»4

В заключение хочу напомнить, что это сегодняшние мои размышления о хорошем профессионализме в педагогике, и вполне допускаю, что они не совпадают с вашими мыслями. Но я буду рада, если у вас появится желание поразмышлять на эту тему, значит где-то в поле размышлений мы с вами встретимся.

И. Ермолаева

1. Герман Гессе.

2. Михаил Жванецкий.

3. Омраам Микаэль Айванхов.

4. Хамель Джебран.

 

НАУКА О ВОСПИТАНИИ

Ур. знает великое значение воспитания. Оно есть питание всем возвышенным и утонченным. Люди могут понять, что бережное воспитание открывает возможность правильному образованию. Но одно образование еще не восполнит воспитания. Каждый ребенок приходит в земную жизнь с уже сложившимся характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить ее. Нужно, чтобы наставники осознали эту истину. Они должны прежде всего распознавать неизменную сущность ребенка и уже по этой мерке прилагать все остальное.

Но часто ли встречается воспитание сознательное и бережное? Даже лучшие наставники бывают поставлены в такие тяжкие условия, что они лишены возможности обратить внимание на личные качества учеников. Среди семей часто вопрос воспитания вообще не затрагивается. Дети растут сами по себе, и ласковая рука не коснется их, и голос близкий не расскажет о мире чудесном.

Можно настаивать, чтобы учителя пользовались наилучшими условиями, чтобы они могли всецело посвятить себя тончайшему воспитанию. Но таких государств еще не существует. Между тем, сложность жизни и научных открытий требует проникновения в напутствии детей.

Наши Сестры много трудятся, помогая воспитанию. Малыши могут рассказывать много сказок, как их посещают прекрасные женщины и даже сверстники. Явлений таких много, но взрослые не любят выслушивать детских сказок. Но такие посещения необходимы, иногда одним касанием можно напомнить о задании, принятом на себя в Тонком Мире. Много слез детских можно осушить при явлении светлом...

Мыслитель призывал матерей, чтобы они дали детям лучшие образы о мире чудесном. Надземное, 425.

Образование народа надо вести с начального обучения детей с возможно раннего возраста. Чем раньше, тем лучше. Поверьте, переутомление мозга бывает только от неповоротливости. Каждая мать, подходя к колыбели ребенка, скажет первую формулу образования: «Ты все можешь». Не надобны запреты; даже вредное не запрещать, но лучше отвести внимание на более полезное и привлекательное. То воспитание будет лучшим, которое сможет возвеличить привлекательность блага.

При этом не надо калечить прекрасные Образы, как бы во имя детского неразумения, -. не унижайте детей. Твердо помните, что истинная наука всегда призывна, кратка, точна и прекрасна. Нужно, чтобы в семьях был хотя бы зачаток понимания образования. После семи лет уже много потеряно. Обычно после трех лет организм полон восприятии. Рука водителя уже при первом шаге должна обратить внимание и указать на дальние миры. Беспредельность должен почуять молодой глаз. Именно глаз должен привыкнуть допустить Беспредельность.

Тоже необходимо, чтобы слово выражало точную мысль. Изгоняется ложь, грубость и насмешка. Предательство даже в зачатке недопустимо. Работа «как большие» поощряется. Только сознание до трех лет вместит легко общину. Как ошибочно думать, что ребенку нужно дать его вещи, ибо ребенок легко поймет, как могут быть вещи общими.

Сознание «все могу» не есть хвастовство, но лишь сознание аппарата. Самый убогий может найти провод к Беспредельности, ибо каждый труд в качестве своем открывает затворы. Община. 102.

Пусть все складывается целесообразно. Для этого знакомьте детей от раннего возраста с величием Мироздания. Микроскоп и телескоп пусть будут показаны малышам. Еще лучше, если их поведут на обсерваторию, такое зрелище врежется навсегда и даст особое направление мыслей. Не нужно опасаться, что дети не поймут показанное. Они не только признают когда-то виденное, но получат радость. Также не нужно опасаться, что малыши будут потрясены зрелищем. Наоборот, зрелище семейных ссор может потрясти мировоззрение. Кроме того, знакомство с телескопом должно начаться раньше школьного возраста. Нельзя не дать малышам самых величественных наблюдений. Конечно, когда мы видим состояние многих деревень, то совет о телескопе представляется утопией. Но нужно начинать все-таки на Общее Благо. Надземное, 663.

Вы знаете, что нужно говорить просто, но люди ждут самого простого. Можно получить такие вопросы, на которые даже стыдно отвечать. Но каждая мать знает такие вопросы от детей. Каждая мать преоборевает раздражение и находит ласковое слово ребенку. Мир Огненный, ч. 3, 557.

В каждом ребенке заложено какое-то мастерство. Ребенок может припомнить заветы из Тонкого Мира. Можно видеть разногласие, происходящее между взрослыми и детьми. Обычно взрослые навязывают детям игры по своему разумению вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребенка. Дети любят не сами игрушки, но зачатки мастерства, в них заключенные. Дети любят разобрать игрушку, чтобы применить ее по-своему. Это свое не будет навеянным из окружающей жизни. Часто оно напоминает нечто, что ребенок не мог видеть вообще. Имеют большое значение такие претворения, принесенные из Тонкого Мира. Мы нередко поддерживаем такие накопления. и можно представить себе явление битвы, когда Нам приходится бороться с условиями семьи! Может быть, на тысячу семей найдется одна, где обратят внимание на природу детей.

Мы потратили много сил, давая наставления для семьи. Мы дали женщинам полноправие, но не успеет оно быть произнесено, как восстают варвары. И сейчас в целом мире лишь одна страна находится на пути к полноправию: там же будет развиваться и мастерство. Помните, как говорил - из лучинок будут слагать солнце. Надземное. 298.

Надземные Руководители признали необходимым напомнить человеку о его ответственности.

Конечно, Мы не имеем в виду позорную забывчивость, происходящую от распущенности. У Нас считают такую распущенность опасным пороком. Дети должны быть ограждены от возможности впасть в распущенность. Надземное. 846.

Можно ошибиться, полагая, что люди в большинстве умеют читать книги. Такое умение нужно воспитывать. Люди, если и принимают книгу, то это не значит, что они умеют прочесть ее. Можно видеть, как относительно толкуют прочитанное и как далеко понимание о мысли писателя. Утверждаю, что книги мало воспринимаются, но явление всеначальной энергии может быть отличным путеводителем. Она нередко помогает найти нужную книгу и выбрать из нее желаемое. Но только нужно быть внимательным. Но и к этому качеству нужно воспитывать себя. Братство. 115.

Учите каждого ребенка понимать значение сроков. Иначе еще одно поколение мягкотелых безпозвоночных будет пожирать друг друга. Община, 181.

Теперь, когда близится важное время, нужно омыть возможно больше детей, они будут думать о городах будущего. Нужно им дать правдивую книгу о подвижниках Общего Блага, но книга эта еще не написана. Поддельны книги детей, поддельны игрушки, поддельны улыбки воспитателей. Среди сплошной подделки можно ли ожидать правдивости?

Советую явить время для детей. Путь тащат сами бревна своего города.

Если вы детям покажете Наше Поселение, они с радостью пройдут по всем лабораториям и обсерваториям. Наши призматические зеркала доставят им радость незабываемую, ибо они любят все настоящее, а Мы стремимся к правде.

Давайте детям лишь настоящие вещи! Озарение, ч.З. V. 19.

Уберегите детей от всего ложного, уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости. тем более, что нужно привить любовь к непрестанному знанию. Община, 116.

Живая Этика

 

 

На данной странице размещен (цитирован) материал с замечательного сайта http://books.mystic-world.net/

Спасибо!

 

Адвайта Лайя Йога Занятия по Йоге

 

 

Rambler's Top100

Hosted by uCoz